Автономность российских спутников обеспечат учёные СФУ | Новости СФУ

Автономность российских спутников обеспечат учёные СФУ

Красноярские учёные завершили подготовительный этап работ по повышению автономности функционирования низкоорбитальных и геостационарных космических аппаратов. Проект реализуется в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».

По словам руководителя проекта профессора СФУ Юрия Фатеева, на сегодня пока не решена задача автономной навигации геостационарных космических аппаратов при помощи приёмников глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS: «Определение параметров орбиты геостационарных спутников в настоящее время производится в основном при помощи наземных средств. Это довольно большие и дорогостоящие комплексы слежения за космическими аппаратами, расположенными на всей территории России, нагрузка на которые возрастает с каждым запуском.

Существенно снизить нагрузку на них и повысить точность позиционирования космических аппаратов возможно за счёт применения в составе бортовой аппаратуры приёмников глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. Но здесь имеется ряд нерешённых проблем. В отличие от наземных потребителей и низкоорбитальных космических аппаратов, определение местоположения которых производится классическими методами при одновременном приёме сигналов не менее чем от четырёх навигационных спутников, с геостационарной орбиты возможен одновременный приём только от 1–2 спутников. Для низкоорбитальных космических аппаратов имеется другая проблема — высокоточное определение пространственной ориентации при помощи приёмников глобальных навигационных спутниковых систем».

Для достижения более высокой точности позиционирования учёные СФУ предложили использовать в составе бортовой аппаратуры космических аппаратов многоканальные ГЛОНАСС-приёмники нового поколения, при этом разработанные методы учитывают как особенности движения самых космических аппаратов, так и особенности новых навигационных сигналов.

За полгода реализации проекта закончен аналитический этап, обоснован выбор направления исследований, проведена проработка различных вариантов возможных решений задачи и разработана эскизная конструкторская документация.

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.