Atomic Heart: учёный СФУ объяснил мировой успех игры про «альтернативный СССР» | Новости СФУ

Atomic Heart: учёный СФУ объяснил мировой успех игры про «альтернативный СССР»

Учёный СФУ проанализировал популярную игру Atomic Heart («Атомное сердце») от российских разработчиков с точки зрения философско-культурологического контекста.

Изучив ключевые образы, звуковое сопровождение и «механику» игры, эксперт отметил, что успех «Атомного сердца» обеспечен постмодернистской структурой арт-дизайна, меметичностью персонажей и культурной эклектикой — отсылками к многообразному миру массовой культуры 90-х, 2000-х годов и современности. Позитивным итогом популярности «Атомного сердца» философ назвал развитие брендов «Soviet» и «Slav» в массовой культуре зарубежных стран, а также продвижение российской культуры на «внешних рубежах» путём «мягкой силы».

«Атомное сердце» — компьютерная игра, разработанная российской студией Mundfish. Действие игры происходит в альтернативном СССР, в котором страна вышла на массовое производство роботов, обслуживающих население страны, и полностью захватила мировой рынок робототехники.

«С точки зрения игрового процесса „Атомное сердце“ не предлагает уникальный опыт. Это типичный экшен от первого лица. Даже качественно сработанный геймплей — логика взаимодействия игрока и игровой реальности — едва ли способен обеспечить тот уровень ажиотажа, который вокруг этой игры образовался. Но посмотрите на структуру арт-дизайна и культурную эклектику этой игры. „Атомное сердце“ — типичное постмодернистское произведение, цепляющее отсылками и пасхалками. В игру „зашили“ советский ретрофутуризм, идею о всепобеждающем развитии науки и техники. Добавили „перчёные“ диалоги, стереотипные шутки — идеальный материл для мемов. А под всем этим стучит „сердце“ характерной для постсоветского пространства ностальгии по СССР: советская музыка, лимонад в гранёном стакане», — отметил кандидат философских наук, доцент кафедры философии СФУ Григорий Илларионов.

По словам эксперта, игра полна отсылок к геймерской и массовой культурам — цитируются культовые фильмы в переводе Леонида Володарского, песни группы «Король и Шут», популярные интернет-мемы и т.д.

«Это «крючки», чтобы вас зацепил мир игры. В сущности же «Atomic Heart» эксплуатирует тему «ужаса науки», вновь рассказывая миф об Икаре — учёном, взлетевшем слишком высоко. Рассказывает притчу о первородном грехе — о том, как страсти человеческие заставили нас разрушить Райский сад», — продолжил учёный.

Несомненной пользой «Атомного сердца» как культурного явления Григорий Илларионов назвал способность этой игры продвигать нарративы российской культуры в зарубежных странах, формируя привлекательный образ Российской Федерации, русского языка, музыки и «русской души» в целом.

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.