Совершенствование законодательства о лизинговой деятельности для бюджетных учреждений | Новости СФУ

Совершенствование законодательства о лизинговой деятельности для бюджетных учреждений

Правительством Российской Федерации в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части предоставления бюджетным учреждениям полномочий по заключению договоров финансовой аренды (лизинга)».

Законопроект направлен на предоставление бюджетным учреждениям возможности заключения договоров финансовой аренды (лизинга), с учетом особенностей правового положения бюджетных учреждений.
Значение законопроекта для правовой системы заключается в совершенствовании действующего законодательства Российской Федерации о лизинговой деятельности, повышении эффективности и инвестиционной привлекательности лизинга, а также расширении сферы его применения в современных рыночных отношениях.
Лизинг развит практически во всех странах мира. В целях унификации договорных отношений между участниками лизинговых сделок в 1988 году была принята Конвенция УНИДРУА о международной финансовой аренде (Оттава, 28 мая 1988 г.) (Российская Федерация присоединилась к указанной Конвенции 1 января 1999 г.), положения которой обеспечивают сбалансированность позиций участников сделки и благоприятные условия для их реализации.
В Российской Федерации рынок лизинговых услуг существует с середины 1990-х гг., но лизинг еще является сравнительно новым финансовым инструментом и инструментом гражданского права России. Посредством лизинга происходит инвестирование денежных средств в развитие экономики. В частности, многие организации посредством лизинга решают проблемы как обновления и модернизации уже имеющегося производства посредством замены устаревающего оборудования на новое, так и проблемы расширения производства: лизинг позволяет приобретать новое оборудование в более приемлемом для организации режиме, нежели при использовании кредита или купли-продажи.
Основными документами, регулирующими отношения между участниками договора финансовой аренды (лизинга), являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
Согласно статье 665 Гражданского кодекса Российской Федерации договор финансовой аренды (договор лизинга) — это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у продавца, определенного арендатором данного имущества. Приобретенное арендодателем имущество предоставляется арендатору за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Аналогичная норма устанавливается и Федеральным законом от «О финансовой аренде (лизинге)».
На основании положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение является некоммерческой организацией, созданной собственником для исполнения управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, не имеющей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
Кроме того, особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений, как установлено в пункте 3 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяются законом и иными правовыми актами.
Для бюджетных учреждений такими законодательными актами прежде всего являются акты бюджетного законодательства Российской Федерации и, в первую очередь, Бюджетный кодекс Российской Федерации.
В силу вышеуказанных норм бюджетное учреждение осуществляет расходы за счет средств бюджета, в том числе по оплате договоров финансовой аренды (лизинга), согласно положениям статей 219 и 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации в пределах доведенных до него в текущем финансовом году и плановом периоде лимитов бюджетных обязательств.
На бюджетные учреждения не может также распространяться действие многих положений Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)»; ряд положений Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» применим для бюджетных учреждений, только в случаях не противоречащих бюджетному законодательству Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенные нормы законодательства Российской Федерации, бюджетное учреждение не вправе закупать имущество на основании договора финансовой аренды (лизинга). Вместе с тем возможность приобретения имущества на основании финансовой аренды (лизинга) позволит закупить современное дорогостоящее оборудование и сразу начать его использование, а оплату производить частями (в течение трех лет) согласно договору финансовой аренды (лизинга).
Принятие законопроекта позволит установить нормативно-правовое регулирование приобретения бюджетными учреждениями имущества на основании финансовой аренды (лизинга) с соблюдением ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации для бюджетных учреждений.

Административно-правовой департамент СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.