Учёные СФУ рассказали о первых шагах кинематографа и фотографии в России | Новости СФУ

Учёные СФУ рассказали о первых шагах кинематографа и фотографии в России

Учёные Гуманитарного института СФУ изучили дореволюционную российскую периодику, чтобы узнать, как зарождалась киножурналистика, формировались обзоры на первые киноленты, а также какого рода рекомендации по пользованию техническими новинками — кино- и фотоаппаратами — давались энтузиастам научно-технического прогресса.

Первым самостоятельным журналом о кино стал «Сине-фоно» (появился в 1907 году). Это было издание, независимое от кинопроизводителей и прокатчиков. Просветительскую позицию в деле распространения кинематографа занял кинопроизводитель Александр Ханжонков, который в 1910 г. начал издавать журнал «Вестник кинематографии», а после — журнал о кино и культуре в целом «Пегас».

«Существовало много изданий о кино. К сожалению, все они закрылись в 1917–1918 годах. В дореволюционных журналах значительное внимание отводилось прокату фильмов иностранных и отечественных кинопроизводителей. Размещали афиши и новости о новинках, аннотации выходящих в прокат фильмов. Можно смело сказать, что именно тогда, в начале XX века, родилась киножурналистика. Печатались хвалебные и критические статьи о вышедших кинокартинах, велись дискуссии о необходимости цензуры, печатались новости о происшествиях в мире кино — то, что сейчас назвали бы светской хроникой», — сообщила соавтор исследования, доцент кафедры культурологии и искусствоведения Гуманитарного института СФУ Александра Ситникова.

По словам исследователя, основными и наиболее обсуждаемыми темами «вокруг кино» были научно-технические вопросы. Издатели журналов учили обращаться с киноаппаратами, благодаря чему российские операторы и механики могли самостоятельно приобрести нужные навыки. Вопрос был принципиальным: первые кинопроекционные аппараты при неправильном использовании приводили к возгораниям и пожарам, в кинотеатрах погибали люди. На страницах журналов учили технике безопасности в обращении с аппаратурой и рекламировали новые противопожарные изобретения.

Помимо технического аспекта учёные отмечают воспитательный и дидактический момент в популяризации киноискусства в дореволюционных журналах.

«Публиковались статьи о том, как кинематограф может быть использован для научно-технического прогресса страны — обсуждали, как оснастить все школы кинопроекционными аппаратами, чтобы дети могли наглядно знакомиться с новейшими научными изобретениями. Географы и топографы публиковали сообщения о том, что благодаря киноаппаратам с воздуха удалось снять неизвестные ранее земли; биологи приспособили кинокамеры для изучения микромира под микроскопом. Психиатры прониклись уважением к кинематографу, поскольку смогли запечатлеть разные виды невротических расстройств и наглядно демонстрировать разницу между ними», — отметила доцент кафедры культурологии и искусствоведения СФУ Екатерина Сертакова.

Кстати, о культурной миссии задумывались не только столичные издания: журнал «Разумный кинематограф и наглядные пособия», издававшийся в Екатеринбурге, продвигал идею о том, что если все российские школы оснастить кинотехникой, то Россия моментально совершит переход на новую ступень технологического развития, повсеместно будет повышен уровень грамотности.

Исследователи СФУ также отметили, что большое внимание в кинематографических журналах уделялось развитию научного кино и описанию возможностей кинематографа для проведения научных исследований в области медицины, географии, микробиологии и иных сферах научного знания. Серьёзным изданием, продвигающим идею использования кино в школьном образовании, был журнал «Разумный кинематограф и наглядные пособия».

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.