Учёные СФУ рассказали о погребальных обрядах людей лесостепной тагарской культуры | Новости СФУ

Учёные СФУ рассказали о погребальных обрядах людей лесостепной тагарской культуры

Археологи Сибирского федерального университета завершили раскопки кургана, обнаруженного на территории Шинного кладбища в Красноярске. В ходе работы были найдены предметы ритуального и бытового назначения.

Найденные предметы ритуального и бытового назначения — керамика, орудия труда, миниатюрные кинжалы и ножи, пряжки для ремней и нарядные ювелирные нашивки в виде животных — сейчас проходят обязательные процедуры: очищаются от следов времени, датируются и консервируются, чтобы пополнить фонды археологического сектора Музея СФУ.

Раскопки кургана, найденного в 2018 году во время работ на Шинном кладбище, начались осенью 2021 года. По словам старшего научного сотрудника лаборатории археологии Енисейской Сибири Дмитрия Виноградова, обнаруженные артефакты принадлежат к позднему периоду так называемой Тагарской культуры, названной в честь острова Тагарского на реке Енисей.

«В III–I веках до нашей эры в Красноярской лесостепи жили люди европеоидной внешности, близкие к миру легендарных скифов. Они были скотоводами — разводили лошадей и овец. Обнаруженный курган дал нам важную информацию о традиции трупосожжения в этой культуре. Найдены многочисленные останки, которые пополнят антропологическую коллекцию музея. Особенно интересны предметы, бывшие вместе с захороненными тагарцами — это и орудия труда, и сосуды для приготовления пищи, а также тонкой работы пряжки и нашивки, которые носили на своих одеждах состоятельные скотоводы», — сообщил Дмитрий Виноградов.

Для совершения погребального обряда тагарцы выкапывали яму размером 8х5 метров и около 2 метров в глубину. На дне сооружался бревенчатый сруб, возводился накат — деревянное перекрытие. В этот склеп, принадлежащий одному роду, помещались усопшие с соответствующими «дарами», которые, по предположению экспертов, могли пригодиться в загробном мире.

«Когда склеп заполнялся полностью, он поджигался. Тела укладывались очень плотно, очевидно, пространство экономили. До нас дошёл прокалённый красный грунт с фрагментами человеческих костей, которые огонь пощадил, однако самые нижние слои практически не пострадали от пламени — останки людей и древесина сохранились достаточно хорошо», — продолжил археолог.

Сопроводительный инвентарь, который полагался покойным для достойного существования после смерти, включал в себя небольшие кинжалы, боевые топоры — чеканы, миниатюрные ножи и зеркальца. По мнению красноярских археологов, размеры предметов и мастерство, с которым они выполнены, говорят о достаточно развитом символизме тагарской культуры — в погребения клали не сами предметы, а их уменьшенные «непрактичные» копии.

Эксклюзивы курганной коллекции — найденные в погребении фигуры бронзовых грифона и лежащего оленя. Последний живо напоминает сокровище Эрмитажа — золотого скифского оленя с «кудрявыми» стилизованными рогами. Фигурка грифона, вероятнее всего, служила наконечником кожаного ремня, которым подпоясывался знатный мужчина. Фигура лежащего оленя, судя по специально выкованной петле на тыльной стороне — это нарядная бляха, украшавшая верхнюю одежду.

Аналогом «пряжки грифона», по мнению Дмитрия Виноградова, могут быть находки из лесостепного Алтая или Республики Тыва. Мотив бегущего или лежащего оленя тоже распространён в скифской культуре и её «зверином стиле». Изначальный оттенок обеих фигур был тёплым, бронзовым, сейчас же они покрыты зелёной патиной и нуждаются в бережной очистке.

Интересно, что в кургане были также обнаружены фрагменты ткани, зафиксированные как «оттиск» в слежавшейся от времени почве. Волокна, разрушенные временем, отпечатались достаточно чётко, чтобы можно было понять систему их переплетения и примерный рисунок.

Кстати, вопрос о действительной принадлежности обнаруженного кургана к Тагарской культуре не так очевиден. Заведующий лабораторией археологии Енисейской Сибири Павел Мандрыка уточняет: там могли быть похоронены как люди поздней тагарской культуры, так и жители тесинской культуры — периода, когда под хуннским влиянием началась ассимиляция поздних тагарцев енисейской лесостепи центральноазиатским населением.

В Красноярске на сегодняшний день открыто более 150 курганов. Находка на Шинном кладбище — одно из звеньев в этой исторической цепи. Однако есть моменты, которые отличают данную находку от предыдущих.

«Таких находок не было в наших краях уже 65 лет. И надо учитывать, что до середины 20 века к курганам относились не очень бережно, даже сами методы выемки артефактов и останков были совсем иные, сейчас они кажутся почти варварскими. Прелесть этого кургана в большой сохранившейся коллекции керамики — более 50 сосудов и их частей. Оригинальна коллекция бронзовых предметов. Также до нас дошли достаточно редкие вещи из органики, например отлично сохранившаяся деревянная шкатулка. Полагаю, антропологическая часть — черепа, фрагменты костей, зубы — будут далее тщательно исследоваться генетиками, чтобы узнать, историческую родину этих людей, чем они болели, чем питались, какой была средняя продолжительность их жизни», — уточнил Павел Мандрыка.

Необычно, что курган ориентирован не по сторонам света, как это принято у подобных сооружений сопредельных территорий. Почему так произошло — археологам СФУ только предстоит установить.

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.