Виртуальный тренажер по пожарной безопасности разработал коллектив учёных Института математики СФУ, Института вычислительного моделирования СО РАН, Института теплофизики СО РАН и Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.
Учебно-программный комплекс «ЭВА 01» может дополнить традиционные формы обучения основам пожарной безопасности и в случае пожара обучения навыкам действий учащихся школ, техникумов, вузов, а также повышению квалификации лиц, ответственных за пожарную безопасность в образовательных учреждениях.
«Назрела необходимость в обновлении способа обучения нормам и правилам пожарной безопасности, — отмечает один из авторов проекта, научный сотрудник ИВМ СО РАН, доцент Института математики СФУ Екатерина Кирик. — Современные достижения в области математического и компьютерного моделирования, вычислительные и информационные технологии позволяют сделать процесс обучения интересным и наглядным. А интерактивная деятельность обеспечит лучшее усвоение правильных действий во время эвакуации».
Учебно-программный комплекс «ЭВА 01» включает в себя ряд тем с тестовыми вопросами и возможностью прохождения тестирования в интерактивной форме. Комплекс разработан для двух категорий пользователей: первая — школьники младших и средних классов; вторая — старшеклассники, студенты и персонал учебных заведений. В игровой части программного комплекса происходит отработка навыков действий при пожаре в виртуальном пространстве здания образовательного учреждения.
Игровая часть включает в себя:
виртуальное изучение расположения эвакуационных выходов;
виртуальное изучение схемы эвакуации из здания;
виртуальную проверку знания схем эвакуации;
квест по пожарной безопасности;
виртуальные тренировки эвакуации в режиме виртуальной пожарной тревоги;
конструирование сценариев эвакуации и проверка влияния заданных условий на исход эвакуации расчетным путем;
визуализацию различных сценариев эвакуации.
Все результаты сохраняются в «индивидуальном дневнике» учащегося с возможностью их просмотра, анализа, вывода на печать. В итоге учащиеся усваивают определенные навыки действий при пожаре, знают схемы эвакуации и правила поведения при экстренной эвакуации из здания, расположение эвакуационных выходов в здании своего образовательного учреждения.
Авторы проекта отмечают, что новейшие достижения в области математического моделирования пожаров, эвакуации впервые используются для образовательных целей. В основу тренажера положены наработки учёных по проекту в рамках Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года». Опытный образец уже проходит апробацию в красноярской гимназии № 13.