Об авторской песне, конкурсах как таковых и фестивале в Назарово | Новости СФУ

Об авторской песне, конкурсах как таковых и фестивале в Назарово

Авторская песня – явление особое, всепроникающее и незаменимое. В отличие от того же джаза, блюза или рока, она не имеет чётких жанровых определений-границ и способна найти общий язык практически с любым музыкально-стилевым ответвлением.

Авторская или бардовская (что на сегодняшний момент одно и то же) песня охватывает абсолютно все сферы человеческих взаимоотношений и является одним из главных информационно-смысловых источников как для коллективно-творческой жизни, так и для жизни отдельно взятого чуткого слушателя или зрителя.

Действительно, лучшие образцы бардовской песни, являющие собой высокий уровень смысловой наполненности, способны заставить нас мыслить гораздо более глубоко и многополярно, а также постоянно открывать в себе новые точки соприкосновения с социо-культурной реальностью.

Одним из самых организованных и качественно проводимых фестивалей авторской песни в сибирском регионе является Краевой Чулымский фестиваль авторской песни памяти Владимира Семёновича Высоцкого, прошедший в Назарово с 28 по 30 января уже в двадцать первый раз. Фестиваль является одним из главных культурных событий года в Назарово и ежегодно собирает порядка 150 участников со всего края и около полутысячи зрителей.

Этот раз также не стал исключением. Помимо назаровских и красноярских авторов-исполнителей зрители могли увидеть и услышать бардов из Железногорска, Минусинска, Ачинска, Абакана, Омска, Томска, Иркутска и даже Волгограда. Стоит особо отметить приезд на фестиваль Игоря Каримова, который является председателем московского клуба авторской песни с 1967 года и сейчас ведёт большую исследовательскую работу в области авторской песни.

Чулымский фестиваль авторской песни длился три дня, и за это время все присутствующие получили массу полезных впечатлений. В первый день фестиваля состоялась целая череда выездных концертов участников в учебных заведениях и предприятиях города Назарово. Культурная программа второго дня включала в себе торжественное открытие XXI Чулымского фестиваля с просмотром фильма о В. С. Высоцком, а также несколько концертов.

Для участников, первый раз приехавших на фестиваль, организаторы традиционно проводят концерт с соответствующим названием «Дебют фестиваля», а для так называемых «старичков» есть свой Большой фестивальный концерт. В этом отношении нельзя не отметить индивидуальность подхода к участникам со стороны оргкомитета, что очень важно и ценно на таких больших межрегиональных мероприятиях.

Настоящей «изюминкой» фестиваля стал традиционный юмористический концерт «Барды смеются». Именно здесь зрители могли отдохнуть от лирических и философских песен и вволю посмеяться, тем более что именно в авторской песне юмор почему-то воспринимается особенно легко и непринуждённо, действует безотказно и попадает «прямо в точку».

Авторская песня и юмор, словно братья-близнецы, просто не могут жить друг без друга и постоянно друг к другу стремятся. Однако юмористическая авторская песня – это отдельная тема для разговора, большого и сложного, и, как ни странно, необычайно серьёзного.

Одной из обсуждаемых и, по сути, главных проблем в авторской песне является проведение конкурсов в области этого поэтико-музыкального течения. Как верно заметил известный русский поэт-«шестидесятник» Борис Алексеевич Чичибабин: «Конкурсы в области искусства — явление безнравственное» (из интервью Бориса Чичибабина Центральному телевидению на III Всесоюзном фестивале авторской песни в г. Киеве).

С ним соглашается поэт, бард, лауреат I Израильского конкурса авторской песни Михаил Сипер: «Да! Именно так. Именно безнравственное. Это лошадиные бега нравственны – одна лошадь на полкорпуса впереди, остальные сзади и просьба не толпиться у пьедестала. С областью искусства всё не так просто. Кто мне скажет, кто лучше — Рихтер или Ван Клиберн? Шнитке или Денисов? Кукин или Городницкий? Но конкурсы всё же идут. Жюри заседают. Места присуждаются. Лауреаты торжествуют. Что же это такое – конкурс в области искусства? И в частности в авторской песне и зачем?»

Действительно, сравнивать на сцене несколько творческих единиц, по каким бы мельчайшим критериям не раскладывалось выступление участника членами жюри, достаточно проблематично и весьма некорректно. Просто невозможно назвать здоровой ситуацию, при которой жюри вынуждено сопоставлять личность с цифрой, а не выявлять особенности поэтического мышления автора, критиковать исполнителя за плохо донесённую мысль или хвалить его же за гениальный актёрский приём. По идее, сам выход на сцену для любого музыканта или актёра должен являться заслуженным праздником, моментом признания результата его творческой работы.

Именно по этому принципу работает Краевой Чулымский фестиваль авторской песни памяти В.С. Высоцкого в городе Назарово. Не включив в программу фестиваля конкурсную часть, организаторы получили здоровую конкуренцию, атмосферу творческого дружественного соперничества и торжественную неповторимость концерта как части культурной составляющей музыкально-поэтической действительности.

Заканчивая повествование о назаровском фестивале, хочется обратить внимание и на заключительный день мероприятия. В этот день, 30 января, зрители могли услышать любимые песни Владимира Высоцкого в различных исполнительских интерпретациях, а также посетить грандиозный гала-концерт, в котором приняли непосредственное участие лучшие барды, запомнившиеся членам экспертной комиссии и зрителям. Были среди них и два представителя Сибирского федерального университета – ваш покорный слуга из «БомБАРДировщиков» и Полина Баранова из Городского клуба авторской песни «Четыре четверти», нашего старшего коллеги и замечательного помощника.

Любой фестиваль авторской песни для вдумчивого автора-исполнителя является возможностью почерпнуть множество интересных песен, познакомиться с мастеровитыми представителями этого «жанра» и набраться опыта, постоянно общаясь с коллегами и выступая на сцене перед сотнями, а порой и тысячами зрителей.

А бесконкурсная основа фестиваля в Назарово позволяет надеяться на то, что со временем многим организаторам удастся отказаться от оценок, критериев, рамок, столь не характерных для авторской песни. Впрочем, на эту тему гораздо мудрее рассуждает Михаил Сипер:

«Тысячи людей с гитарами не проскочили сквозь игольное ушко прослушивания. Это нанесло тысячи душевных травм. Это вызвало ненависть к «засевшим в жюри». Я неоднократно видел плачущих, чьи фамилии не красовались в программе конкурсного концерта на Большой сцене фестиваля. Я сам был в числе этих людей в семидесятые годы. Это безнравственно – оскорблять отказом людей, пишущих, поющих, жаждущих общения со сцены? Да, безнравственно. А это, вообще, необходимо? Да! И ещё раз да! К сожалению, это необходимо. Большая конкурсная сцена любого фестиваля – это показ лица фестиваля. На сцене будут несколько десятков человек, но в зале – тысячи. Они тоже хотят общения посредством песни, хотят праздника.

Таким образом, необходимость отсева существует лишь на предварительном прослушивании, отделяющим зёрна от плевел, так как без него конкурсные сцены были бы смыты потоком всех желающих петь и играть, но прежде бы разбежалась публика. А лауреатство в основном конкурсе уже и не так важно. Лауреатство присуждает жюри, а песни расходятся по свету в записях и, возможно, петься будут совсем не те, что отмечены дипломами».

Действительно, в своём большинстве песни запоминаются не из-за наличия лауреатства у автора какой-либо из них, а по причине созвучности душе, по причине наличия мысли или состояния, резонирующих с переживаниями человека. Поэтому, на мой взгляд, гораздо логичнее, интереснее и правильнее делать не сухие конкурсы с подсчётами сотых долей баллов, а торжественные серии замечательных ярких концертов, в том числе и в рамках фестивалей! Поэтому мы с нетерпением будем ждать вас на XXII Чулымском фестивале памяти Владимира Семёновича Высоцкого!

Илья Качай, клуб авторской песни «БомБАРДировщики»,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.