Сибирские учёные раскрыли «детективную» историю рябчика Сонниковой | Новости СФУ

Сибирские учёные раскрыли «детективную» историю рябчика Сонниковой

Учёный Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ Николай Степанов принял участие в изучении эндемичного реликтового растения Южной Сибири — рябчика Сонниковой (Fritillaria sonnikovae). Были исследованы эволюционные взаимоотношения этого растения, распространённого в Западных Саянах, с другими представителями рода, в частности, выявлены сходства и различия с рябчиком Максимовича, распространённым на Дальнем Востоке. Кроме того, учёный СФУ рассказал о дискуссии по поводу объединения рябчика Сонниковой и рябчика Максимовича в один вид. На сегодняшний день бесспорно лишь то, что эти виды объединяет исключительно происхождение от общего предка.

Рябчиками называют род растений, который генетически близок к лилиям и тюльпанам. В отличие от лилий лепестки у рябчика всегда прямые, образующие правильный колокол шахматной (рябой) расцветки — именно этой особенности обязан рябчик своим названием. Рябчик Сонниковой был обнаружен сравнительно недавно, в 2010 году. Это локально распространённый вид, предпочитающий селиться на лесостепных участках и сухих скалистых выступах Западного Саяна.

«Это растение распространено на территории от посёлка Майна в Хакасии и до Саяно-Шушенского заповедника, но есть у него одна хитрость: рябчик заметен только в период цветения, в конце мая – начале июня. Отцветая, растение быстро отмирает; попробуй отыскать его следы, если луковица надёжно спрятана в почве. Высота стебля — около полуметра, цветок крупный, повислый, как у многих лилейных. Новосибирские специалисты первыми описали этот вид и назвали его в честь ботаника Саяно-Шушенского заповедника Александры Сонниковой», — рассказал соавтор исследования, профессор кафедры водных и наземных экосистем СФУ, заведующий лабораторией «Гербарий» Николай Степанов.

По словам учёного, первое описание рябчика Сонниковой появилось в авторитетном ботаническом журнале «Turczaninowia», а после растение сравнивали с рябчиками дагана и Ройле, однако только с развитием филогенетических методов стало возможно определить, какое же место занимает в «семейном древе» рябчиков новый вид. Оказалось, растение имеет наибольшее генетическое сходство с дальневосточным рябчиком Максимовича, вследствие чего иркутские учёные склонны считать находку тем же самым растением с минимальными отличиями, возникшими в экстремальных условиях существования. Однако Николай Степанов считает этот вывод необоснованным:

«Рябчик Максимовича растёт в тайге, а не в предгорьях, предпочитает хорошо увлажнённые участки леса, а не засушливость, он в два раза меньше рябчика Сонниковой, и цветок у него более компактный, куцый».

По мнению красноярского специалиста, связывает эти два вида растений-рябчиков исключительно общий далёкий предок, живший ещё до наступления Ледникового периода в обширных широколиственных лесах, простиравшихся от Сибири до Дальнего Востока. Когда же ледник отступил, каждая из популяций растений-потомков, оказавшись изолированной от других, стала развиваться своим путём.

«В пользу моего утверждения говорят и выводы генетиков: рябчик Сонниковой однозначно не смешивался генетически с рябчиком Максимовича. Это свидетельствует о том, что виды всё же разные, хотя и родственные», — заметил Николай Степанов.

На сегодняшний день рябчик Сонниковой — желанный трофей для коллекционеров редких растений и садоводов-любителей, однако в культуре растение жить не хочет: приживается с трудом или погибает. Эксперты считают, что со временем, возможно, удастся отыскать подход к реликтовому цветку. Также предстоит выяснить свойства нового вида; пока очевидно лишь, что он не ядовит для человека.

Работа проводилась совместно с учёными из Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН, Института общей и экспериментальной биологии СО РАН и Центрального сибирского ботанического сада СО РАН.

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.