Учёные России и Казахстана объяснили понятия преступления, наказания, вины и искупления на примере романа Достоевского | Новости СФУ

Учёные России и Казахстана объяснили понятия преступления, наказания, вины и искупления на примере романа Достоевского

Международный научный коллектив филологов, в состав которого вошли учёные Сибирского федерального университета, изучил ключевые понятия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — преступление, наказание, вина и искупление с точки зрения философии, социологии права и аксиологии. Междисциплинарный анализ позволил выявить роль «парадокса Наполеона» как источника преступления, а также описать семейную тему как социальную и ценностную причину преступления Родиона Раскольникова. Эксперты рассмотрели роль воспитания в романе как фактора искупления вины преступника и изучили феномен ресентиментного (негодующего, озлобленного) сознания как проявления наполеонизма героя.

По словам учёных, основной проблемой исследования стало изучение соотношения так называемого наполеонизма – явления, при котором самоназначенный «избранник» путём прохождения различных испытаний стремится утвердить себя и свою исключительность в мире, ориентируясь на наполеоновский миф как образец для подражания, и воспитания, которое человек получает в семье.

«Мы попытались рассмотреть эту проблему с точки зрения преступления и покаяния, понимаемого как искупление вины. „Парадокс Наполеона“ лег в основу теории права, отражённой в романе. Задачей исследования стало определение корреляции между иррациональным и рациональным в русской идее права. Изучив первопричины совершённого героем романа преступления и особенности его личности, мы обратили особое внимание на отсутствие религиозной чувствительности у Раскольникова — именно это стало причиной уголовного и нравственного преступления. Также подняли тему воспитания, семейную тему взаимоотношений Раскольникова и его матери, причём в единстве с „парадоксом Наполеона“»,— рассказала научный консультант авторов исследования, профессор кафедры русской филологии Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилёва (Казахстан) Куралай Уразаева.

Выбор одного из самых известных романов Достоевского для анализа учёные объяснили философскими исканиями писателя, его концепцией русской действительности. Вопросы права, его границ и свободы человека ранее уже поднимались классиками русской литературы — А. П. Сумароковым, А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, однако именно Достоевский первым обозначил духовный протест против внешнего объяснения зла и преступления (исходя из социальной среды) и отрицания на этом основании наказания.

«Достоевский не принял модную в либеральной среде позитивно-гуманитарную теорию. В его романах мотив принятия страданий — как фактор духовного роста и преображения героев — сочетается с мотивами очищения, смирения, покаяния, радости, воскресения. Через „парадокс Наполеона“ в романе Достоевского решаются вопросы веры, взаимоотношений героя и его матери. Бонапартизм как причина крушения теории Раскольникова вписывается писателем в трактовку права, построенную на этических и феноменоменологических представлениях о преступлении и наказании»,», — продолжила Куралай Уразаева.

Учёные постарались ответить на вопрос, является ли «Преступление и наказание» книгой о наказании за преступление или об оправдании героя, и можно ли считать преступление героя этическим или исключительно уголовным.

Автор статьи, докторант Улжан Байтурина отмечает: «”Парадокс Наполеона” иллюстрирует авторскую идею — преступление Раскольникова является следствием заблуждения, иллюзии, конфликта ценностей в сознании героя, который в подражание Наполеону установил для себя новые ценности. А сокрушение бонапартизма в романе базируется на русской идее права — писатель кардинально пересмотрел теорию среды и спорит с популяризацией идеей христианского благочестия в быту как залога внутренней полноты личности».

С философской точки зрения учёные изучили феномен ресентиментного сознания Раскольникова (от французского ressentiment — «негодование» или «озлобленность») в его связи с такими категориями, как свобода, совесть, индивидуальная мораль. Соотношение права и сознания рассмотрено в творчестве Достоевского с точки зрения русской идеи. С позиции литературоведения авторы также отметили преемственность романа с пушкинской и лермонтовской традициями в области освещения «парадокса Наполеона».

Профессор СФУ, руководитель Красноярского регионального отделения Союза переводчиков России Вероника Разумовская, ставшая одним из авторов международного творческого коллектива, уточнила, что особенностью исследования является изучение философии права именно на примере художественного текста романа. Также эксперт отметила высокий потенциал проведённой работы для понимания того, как осуществлять наиболее точный, адекватный перевод произведений Ф. М. Достоевского на иностранные языки, чтобы достоверно передать авторские смыслы, вложенные в понятия преступления, наказания, вины и искупления и т.д.

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.