Учёные объяснили склонность к ожирению с точки зрения биохимии | Новости СФУ

Учёные объяснили склонность к ожирению с точки зрения биохимии

Учёные Сибирского федерального университета и Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого в составе научного коллектива изучили показатели, характеризующих различные типы телосложения у девушек, и определили их взаимосвязь с особыми биомаркерами — в том числе, антиоксидантными показателями слюны и ферментативной активностью лимфоцитов крови. Выяснилось, что мезоморфный тип является наиболее адаптивным и «приспосабливающимся», имеет высокую скорость протекания метаболических процессов и активную антиоксидантную систему. А вот у девушек, обладающих андроморфным телосложением, обнаружено нарушение баланса между прооксидантами и антиоксидантами, а также разбалансировка процессов анаболизма и катаболизма углеводов и липидов. По мнению авторов, это может располагать к появлению избыточной массы тела и ожирению.

Необходимость иметь чёткие критерии, чтобы быстро и эффективно определить состояние здоровья пациента, выросла в последние годы в связи с введением всеобщей диспансеризации в России. Такими критериями — количественно измеряемыми биомаркерами, могут выступать хемилюминесцентные показатели. Они показывают активность антиоксидантов в слюне и демонстрируют адаптационные возможности организма: насколько он готов бороться со стрессом и неблагоприятными факторами окружающей среды. Также современных медиков интересует влияние на организм человека свободных радикалов, поскольку они оказывают обширное цитотоксическое действие, разрушая генетический аппарат клетки. Так как под влиянием стресса меняются внутриклеточные метаболические процессы, и это отражается на составе слюны, особенности белкового состава этой биологической жидкости можно считать индикаторами воздействия стрессовых факторов на весь организм в целом.

«Задача нашего исследования — выявить взаимосвязь между особыми маркерами слюны и крови и показателями, которые свойственны для различных типов конституции тела, а также понять, как это влияет на здоровье девушек. В исследовании приняли участие студентки 2-го и 3-го курса Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого. Мы изучили пробы крови и слюны, взятые у студенток, и определили антиоксидантный статус слюны и активность НАД(Ф)-зависимых дегидрогеназ в лимфоцитах крови», — сообщила соавтор исследования, профессор кафедры биофизики Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ Оксана Коленчукова.

Всем студенткам, участвовавшим в исследовании, провели антропометрию — измерили длину и массу тела, ширину плеч, таза, окружность талии и бедер. Определили морфотипы телосложения: гинекоморфный, мезоморфный, андроморфный, кроме того, были установлены вероятные признаки инверсии (нарушения) формирования пола.

«Человеку как виду свойственен половой диморфизм — женщины в основном отличаются от мужчин габаритами и массой. Принято выделять три основных женских морфотипа: для гинекоморфного(«ультраженственного») типа характерна узкая грудная клетка и широкий таз. Мезоморфный тип демонстрирует средние габариты, но плечи шире бедер, а талия узкая. Мышечная масса и жир распределяются по телу равномерно. Андроморфный тип (от «andros» — мужчина) у девушек считается инверсией полового диморфизма, поскольку развитие идёт по «мужскому» сценарию — формируется более широкая грудная клетка, чем у гинекоморфных или мезоморфных ровесниц. Девушки-андроморфы имеют высокий рост, длинные ноги и узкий таз. Согласно нашему исследованию, хемилюминесцентные и биолюминесцентные маркеры у девушек с андроморфным морфотипом телосложения указывают на дисбаланс между прооксидантами и антиоксидантами», — объяснила Оксана Коленчукова.

Учёные уточнили, что при анализе биолюминесцентных маркеров у обследуемых девушек с андроморфным типом обнаружилась разбалансировка процессов анаболизма и катаболизма углеводов и липидов. Это связано с нарушением функциональной активности клетки и приводит к нарушению пластического и энергетического обмена, и, возможно, способствует появлению большего числа лиц с избыточной массой тела и ожирением среди девушек андроморфного морфотипа телосложения.

«28,5 % студенток, принявших участие в исследовании, являются представителями гинекоморфного, 55,8 % — мезоморфного и 15,7 % — андроморфного морфотипа, то есть 15,7 % обследуемых молодых женщин имеют инверсию пола. Мы выяснили, что при инверсии пола у представительниц юношеского возраста происходит перестройка внутриклеточного метаболизма, которая вызвана изменением активности ферментов, в том числе НАДФН-оксидазы, приводящей к выбросу прооксидантов. В то же время девушки мезоморфного типа — носители адаптивного морфотипа, для которого характерна активизация метаболических процессов, связанная, возможно, с усилением свободнорадикального окисления при повышении показателей, характеризующих активность антиоксидантной системы. Полагаем, что эти результаты помогут в дальнейшем разобраться, как снизить риски развития ожирения у молодых женщин с инверсией пола», — резюмировали учёные.

Исследование поддержано Красноярским краевым научным фондом, тема проекта «Создание комплексной системы оценки здоровья лиц юношеского возраста, проживающих на территории Крайнего Севера».

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.