Развитие системы оценки качества образования в России | Новости СФУ

Развитие системы оценки качества образования в России

Системные изменения в области оценки качества образования возможны только при комплексном подходе к этому вопросу. Этот подход обеспечивает реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (ФЦПРО).

В рамках ФЦПРО 2011-2015 годы предусмотрено создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений и общественно-профессиональной аккредитации. Реализация проектов программы, в частности, подразумевает развитие внутренних систем оценки мониторинга качества профессионального образования, формированию методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования, формированию модели общероссийского регистра организаций, которые осуществляют свою деятельность в сфере независимой оценки качества профессионального образования.

Каждый проект предваряет анализ российской и международной практики в области независимой оценки качества образования. Реализация должна сопровождаться общественным обсуждением. Общество и государство должны иметь представление о том качестве, которое дает нам образовательные учреждения начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшие учебные заведения.

Независимая оценка качества образования

В России до сих пор практически единственным работающим механизмом заверения общества о наличии качества была государственная аккредитация, которой, кстати, нет в большинстве европейских стран. Однако зачастую вузы имеют 99% образовательных программ, прошедших государственную аттестацию, а работодатели при этом постоянно говорят о нехватке хороших специалистов и низком качестве обучения в вузах. Неоднократно указывается на недостаточность тех оценок, которые выносятся в процессе государственной аккредитации.

Государственная аккредитация преимущественно направлена на выявление того минимального набора показателей, который необходим любому учреждению для осуществления образовательной деятельности в рамках закона, а также на определение соответствия образовательного учреждения одному из видов, которые предусмотрены законом (институт, академия, университет).

Независимая экспертиза качества образования, на которой базируется общественно-профессиональная аккредитация, дает возможность показать все многообразие наработок и возможностей, имеющихся в вузе. И это становится все актуальнее сейчас, когда из-за нехватки абитуриентов обострилась конкурентная борьба между учебными заведениями.

Общественно-профессиональная аккредитация — это результат признания заинтересованными сторонами соответствия уровня качества и гарантий качества образования учебного заведения стандартам и требованиям. Аккредитация образовательных программ позволяет образовательному учреждению:

  • повысить уровень доверия заинтересованных сторон к качеству образовательных услуг, результативности и эффективности образовательного учреждения;
  • достигнуть официального признания качества и гарантий качества образования, реализуемого образовательным учреждением, обществом и профессиональном сообществом; обеспечить дальнейший механизм для демонстрации ответственности перед заинтересованными сторонами;
  • укрепить имидж и бренд образовательного учреждения на рынке образовательных услуг;
  • вовлечь персонал в работу по качеству, повысить степень его приверженности идее качества.

«Важно правильно понять, что структура системы оценки в России сегодня имеет перспективы развиваться как особая модель. Государство не берет на себя обязательство «делать» или «исполнять» оценку, но участвует через выработку правил и процедур, а также через организационное обеспечение запуска этих правил. На мой взгляд, в данный момент это очень важно для нашей образовательной политики», — считает руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Любовь Николаевна Глебова.

О ФЦПРО

Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 годы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года.

Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Ключевые задачи Программы:

  • модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
  • приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
  • развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Подробнее о ФЦПРО и ходе реализации на сайте www.fcpro.ru.

Пресс-служба Министерства образования и науки РФ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.