В Госдуму внесен проект федерального закона «О результатах интеллектуальной деятельности» | Новости СФУ

В Госдуму внесен проект федерального закона «О результатах интеллектуальной деятельности»

16 декабря 2009 года членами Совета Федерации Х.Д. Чеченовым, О.А. Оганяном и депутатом Государственной Думы В.А. Головневым внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О результатах интеллектуальной деятельности» (далее – законопроект).

Законопроект направлен на регулирование отношений, возникающих при создании результатов интеллектуальной деятельности в области научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, полученных как за счет средств федерального бюджета, так и в условиях гражданско-правовых отношений.

Предметом регулирования законопроекта являются отношения в области возникновения, распоряжения и прекращения, прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе предусматривается дополнительное регулирование, направленное на решения вопросов вовлечения в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности.

Законопроект предусматривает установление дополнительных требований к исполнителям по государственному контракту, направленных на эффективное использование бюджетных средств. Устанавливаются как общие нормы для исполнителей по государственному контракту, иному договору с привлечением средств бюджетов всех уровней, так и нормы регулирующие особенности заключения гражданско-правовых договоров. Например, статья 11 законопроекта устанавливает требования в части обязательных норм договора, которые должны быть включены в текст договора на проведение работ научно-исследовательских, технологических, проектных работ, направленных на создание результатов интеллектуальной деятельности.

Законопроект намеренно расширяет перечень результатов интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана. Данная норма необходима для создания условий вовлечению в коммерческий оборот объектов интеллектуальной собственности, которые сегодня либо не имеют статус охраняемого объекта интеллектуальной собственности либо режим охраны, который сегодня предоставляется данным объектам, не дает возможность широкому их вовлечению в оборот с цель дальнейшего внедрения в производство. Изобретения, полезные модели и промышленные образцы, действительно сегодня имеют каждый в отдельности правовую охрану в виде патентования, но любая комбинация данных объектов, которые могут являться составной частью различных технологий, не подлежит охране в соответствие с действующим законодательством. 77 глава Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) не включает в число охраняемых объектов в том числе и единые технологии, правовая охрана предоставляется только составным частям, входящим в перечень охраняемых объектов, в соответствии со статьей 1225 4 части ГК.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, принятая в марте 2008 года, устанавливает целевые ориентиры в области развития национальной инновационной системы и технологий, в качестве основного направления выделяется «развитие системы коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена научной информацией».

Введение максимально широкого толкования объектов интеллектуальной собственности, относящихся к объектам «ноу–хау», приводит к невозможности коммерциализации целого пласта инновационных разработок, которые не могут быть полноценным объектом гражданско-правового оборота. Правовая коллизия заключается в том, что режим конфиденциальности, установленный для объектов «ноу-хау», препятствует включению данных объектов в систему рыночных отношений, нарушение режима конфиденциальности влечет за собой потерю исключительных прав на объект «ноу–хау», как самим владельцем, так и теми лицами, которые стали участниками лицензионных соглашений. При введении понятия объекта «ноу-хау» произошло смешение правовых понятий режима и объекта. В интересах государства как можно более широкое вовлечение в оборот объектов интеллектуальной собственности.

В публичный оборот могут быть вовлечены только те объекты интеллектуальной собственности, права на которые признаны и защищены. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности признается и охраняется при условии государственной регистрации объекта в государственном реестре. Охрана исключительного права на объект «ноу–хау» неэффективна, так как доказать, что информация стала известна третьим лицам независимым способом, либо получена незаконно, практически невозможно.

Регулирование отношений в области распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности имеет свои особенности и требует установления определенных особенностей в отношении распределения прав на созданные результаты и последствия их использования для государства. Законопроектом регулируются вопросы гражданско-правовых отношений, возникающих при создании результатов интеллектуальной деятельности. В качестве меры правовой защиты исключительных прав законопроектом в части 3 статьи 3 предлагается ведение государственного реестра технологий.

Повышение эффективности использования бюджетных средств при проведении работ в области научно-технической деятельности, создании конкурентоспособных технологий на основе применения объектов интеллектуальной собственности, формирование эффективной национальной инновационной системы невозможно без законодательного регулирования правоотношений всех участников инновационного процесса, включая вопросы использования прав на результаты интеллектуальной деятельности в области промышленного производства.

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.