Учёные СФУ предрекли будущее мегаполисов | Новости СФУ

Учёные СФУ предрекли будущее мегаполисов

Научные разработки кафедры градостроительства Института архитектуры и дизайна СФУ стали предметом интереса зарубежных изданий.

Один из авторитетных научных журналов AIP Conference Proceedings (выпускает сборники лучших трудов научных конференций, входит в группу AIP Publishing, принадлежащую некоммерческому филиалу Американского института физики) опубликовал пятилетние исследования «Жилые планировочные единицы: новые векторы развития» доцента кафедры Ирины Федченко. В работе автор представила глобальные изменения, которые отразились на формировании городской среды за последнее столетие.

«Принципы развития, отражённые в исследовании, носят международный характер»,  — утверждает исследователь.

Ирина Федченко говорит, что предметом её научных изысканий стал анализ застройки как отечественного микрорайона, так и его зарубежных аналогов — нейборхуда (США), коммьюнити (страны Европы), которые приводили к созданию цельных жилых элементов города как традиционных укладов формы общения. Их основные элементы эволюционировали в разных странах, развивались, но сохранили основные тенденции.

«То, что микрорайон остаётся главной планировочной единицей современного мегаполиса, есть и будет. Однако в последнее время на смену приходит новый тренд — квартальная застройка. Это дробление. Но микрорайон, как подтвердило моё исследование, более жизнеспособен и удобен для горожан», — считает архитектор.

По её мнению, это даёт возможности возведения разнотипного и разновысотного жилья, включая частные одноэтажные дома, создания безопасного дорожного движения, открытия «торговых улиц», присутствия соцкультбыта — библиотек, домов культуры, больниц и поликлиник, детских образовательных и дошкольных учреждений.

«При этом дворы в микрорайонах должны быть открытыми как общественные пространства», — уверяет автор.

Ещё одна тенденция, сформированная в середине прошлого века практически во всех микрорайонах — жёсткая модель «труд — быт — отдых», но она уходит в прошлое. На смену приходит планировка, которая учитывает новые уклады жизни современного жителя города. Это напрямую коррелируется с многоукладностью экономик и приходом новых технологий, развитием форм занятости, включая фрилансерство и ненормированный рабочий день. А эти факторы диктуют новые условия для работы архитекторов и планировщиков. Они должны учитывать и экологичность застройки для сохранения всех видов живой природы и микроклимата, и включение в городской пейзаж арт-объектов, и «умные» технологии — освещение, контроль безопасности, отопление и так далее. Немаловажная часть современного микрорайона — повышение мобильности местных жителей и создание безбарьерной среды. Важным компонентом служит и соучастие населения в проектировании микрорайона.

«Первым этапом подготовки градостроительных проектов нейборхудов в США, например, является выявление проблемы сообща с местными жителями: проводятся семинарские занятия, на которых учат понимать и ставить проблемы развития общественных пространств нейборхуда, после чего проводятся пилотные исследования сильных и слабых сторон, возможностей и ограничений планов развития. Создаются так называемые соседские центры», — говорит Ирина Федченко.

Формирование «экосоциального» мышления относится к началу ХХI века, когда особую актуальность повсеместно приобретает тенденция социально ориентированного планирования, где основой проектирования являются социальные процессы. При этом человек рассматривается в призме «соучастия и управления».

А опыт микрорайонов в городах бывшей ГДР говорит о том, что не обязательно сносить старые дома социалистической эпохи.

«В отличие от столицы России, где принято решение о сносе „хрущёвок“, немецкие архитекторы преобразовывают дома аналогичной серии в новые жилые пространства. Например, оставляют только остов дома и конструируют заново его „начинку“ — так из многоподъездных домов получаются целые виллы с одним парадным входом. Первые, низкие этажи превращаются в декоративные сады и палисадники, на верхних этажах пристраиваются мансарды и так далее», — рассказывает о своих наблюдениях исследователь городской среды.

Но и зарубежным специалистам есть чему научиться в Сибири. К примеру, предметом заимствования идей для создания соцсреды микрорайонов является шаговая доступность медучреждений, районных объектов для пенсионеров, детей, подростков и взрослых.

«Микрорайон — это территория непрерывного развития», — делает вывод Ирина Федченко.

Её исследования проводились в рамках подготовки кандидатской диссертации, которая проходила в формате международных конференций, семинаров, конференций. Архитектор проанализировала опыт ГДР по развитию постсоветских микрорайонов Горбитц и Пролис в Дрездене, в США обследовала застройку Сиэтла и Портленда. В Красноярске автор научных работ проанализировала застройку более 20 микрорайонов, в их числе быстрорастущие Солнечный и Зелёная Роща, которые характеризуются разными периодами строительства и типами городской архитектуры. Проблем у города более чем достаточно — для Красноярска характерен хаотичный тип формирования внешней среды, принцип «лоскутного одела». Его следует корректировать. Одним из инструментов может стать создание «зелёного каркаса» города, которого так не хватает городской среде. Основные принципы формирования жилых планировочных единиц в начале ХХI века, которые могут стать основой развития Красноярска, следующие:

  • физической, социальной и экономической доступности;
  • мобильности;
  • соблюдения дифференциации и многофункциональности пространств;
  • взаимодействия профессиональных и социальных групп населения;
  • ландшафтно-экологического мировоззрения;
  • адаптивности проектных решений и открытой политики планирования.

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.