Пресс-конференция по результатам поисковых работ сезона 2018 года | Новости СФУ

Пресс-конференция по результатам поисковых работ сезона 2018 года

Дата события:

Место проведения: Академгородок, 13А, музей Военно-инженерного института СФУ

30 октября 2018 года в Сибирском федеральном университете пройдёт пресс-конференция поискового отряда «Трасса» Военно-инженерного института СФУ, в ходе которой участники отряда расскажут о найденном самолёте, пропавшем без вести 27 июля 1943 года, и покажут его обломки. Приглашаем на мероприятие представителей СМИ.

Контактное лицо: Вячеслав Викторович Филиппов, +7 913 044-75-37.

Сенсационной находкой поисковиков сводного отряда «Сибирская дивизия» — друзей и партнёров отряда «Трасса» по поиску погибших экипажей перегонщиков Красноярской воздушной трассы (Аляска — Сибирь) летом 2018 года стали фрагменты самолёта времен войны 1941–1945 гг., найденные в районе бывшей деревни Близневка Емельяновского района Красноярского края.

Найденные фрагменты обшивки и деталей оборудования самолёта, шильды с агрегатов принадлежали самолёту-истребителю Р-39 «Аэрокобра» производства США, поступившему в СССР по программе ленд-лиз по Красноярской воздушной трассе. Кроме того, среди мелких фрагментов обшивки самолёта была обнаружена самодельная дюралевая бирка от парашютной сумки с выбитой на ней фамилией «Кольцов».

Это оказался самолёт лейтенанта Аркадия Дмитриевича Кольцова, числящийся пропавшим без вести при перегоне из Красноярска на фронт 27 июля 1943 года.

Обстоятельства происшествия

27 июля 1943 года группа из семи самолётов-бомбардировщиков А-20G «Бостон» и одного истребителя Р-39 «Аэрокобра» под командованием командира 9-го перегоночного авиационного полка майора Табарчука произвела взлёт и пошла на перегон по маршруту Красноярск-Омск. При подходе к железнодорожной станции Кача (западнее Красноярска) лётчики встретили сплошную облачность до земли. Из семи самолётов, вошедших в облачность, четыре экипажа, в том числе Табарчук, пробили облачность, продолжили полёт поодиночке и благополучно совершили посадку в Омске. Два «Бостона» и «Аэрокобра» в пункт назначения не прибыли.

Позже выяснилось, что «Бостон» лейтенанта Михаила Ермолова, продолжая полёт при отсутствии видимости в густом тумане на низкой высоте (7–10 метров), зацепился за деревья, из-за повреждений крыла и винтов пошёл на снижение с правым креном и в 4 км северо-западнее ст. Зеледеево в 400 метрах севернее километрового знака «685 км» упал и разрушился. Лётчик погиб, стрелок-радист сержант Иннокентий Юмашев при ударе был выброшен из кабины, но остался жив и вышел к железнодорожному разъезду.

«Бостон» младшего лейтенанта Михаила Порохина свалился в штопор с небольшой высоты. При ударе о землю самолёт и экипаж сгорели. Самолёт был обнаружен только 14 сентября 1943 года начальником блокпоста «Водораздел» Константином Ивановым в 5–6 км юго-восточнее отметки «698 км».

«Аэрокобра» лейтенанта Аркадия Кольцова тогда во время войны так и не была найдена. Лётчик считался пропавшим без вести.

Мало того, по документам Центрального архива Министерства обороны РФ пропавший без вести лейтенант Аркадий Кольцов по данным учётной карточки воинского захоронения от 5 мая 1992 года ошибочно числится похороненным 14 февраля 1944 года на Чепчуговском сельском кладбище Высокогорского района Татарской АССР вместе с лётчиками Ермаковым и Лобинцевым. На самом деле 11 февраля 1944 года в катастрофе под Казанью погиб родной брат Аркадия Кольцова — Владимир, тоже лётчик — перегонщик 9 перегоночного авиаполка. Именно Владимир похоронен в указанной могиле. Ошибка до сих пор не устранена.

На месте гибели лейтенанта Ермолова учащимися школы с. Зеледеево (руководитель Еременко Людмила Алексеевна — учитель истории) в 2010 года был установлен памятный знак. В 2018 году знак отреставрирован поисковиками ДОО «Братство православных следопытов».

Останки младшего лейтенанта Михаила Порохина и его стрелка-радиста старшего сержанта Михаила Бруньковского были найдены поисковиками отряда «Трасса» ВИИ СФУ и отряда «Поиск» г. Зеленогорск в сентябре 2014 года и 22 июня 2015 года захоронены на Троицком кладбище г. Красноярска. На месте гибели экипажа поисковым отрядом «Трасса» 13 сентября 2014 года был установлен памятный знак.

Итак, установлено, что «Аэрокобра» лейтенанта Кольцова разбилась в 19 км на северо-запад от места гибели «Бостона» лейтенанта Ермолова. Теперь мы можем с уверенностью утверждать, что факт гибели лейтенанта Аркадия Дмитриевича Кольцова 27 июля 1943 года в окрестностях Красноярска подтверждён найденными фрагментами самолёта.

На месте гибели летчика будет установлен памятный знак, информация будет направлена в ЦАМО РФ для исправления ошибок в учетных документах.

Красноярскими поисковиками установлена судьба ещё одного защитника Родины.

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.