Поисковики СФУ стали участниками уникальной экспедиции «Дуглас ждёт» | Новости СФУ

Поисковики СФУ стали участниками уникальной экспедиции «Дуглас ждёт»

Члены поискового отряда «Трасса» Военно-инженерного института Сибирского федерального университета Александр Матвеев и Сергей Свентитский приняли участие в экспедиции по эвакуации из тундры в  Красноярск самолёта С-47 «Дуглас». Патриотическая акция «Дуглас ждёт», организованная Экспедиционным центром Русского географического общества в Сибирском федеральном округе, стартовала 2 августа 2016 года.

Напомним, самолёт был изготовлен в США во время войны, его доставили в СССР по Красноярской воздушной трассе в 1943 году по программе ленд-лиза. Воздушное судно помогало осваивать север Красноярского края и после войны находилось в составе Красноярского управления Гражданского воздушного флота. 23 апреля 1947 года «Дуглас» C-47 вылетел с пассажирами из бухты Кожевникова. Через полчаса полёта вышел из строя один двигатель, ещё через некоторое время — второй. Пилот Максим Тюриков посадил самолёт в тундре без единой жертвы. Через несколько дней он с бортмехаником, бортрадистом и шестью пассажирами ушёл от самолёта в поисках жилья. Все девять человек пропали без вести. Оставшихся у самолёта пассажиров спасли и вывезли из тундры только 11 мая 1947 года. Самолёт остался на месте вынужденной посадки.

Сотрудник музея Военно-инженерного института СФУ, подполковник запаса Вячеслав Филиппов, ставший идейным вдохновителем проекта, рассказал об истории проекта эвакуации «Дугласа»: «Я узнал о судьбе этого самолёта ещё в 2011 году. Сразу стало понятно, что такой уникальный объект надо вывозить — жалко было, что почти целый ленд-лизовский самолёт военного времени пропадает в тундре. Мы с коллегами не переставали объяснять и доказывать уникальность этого самолёта, имеющего прямое отношение к перегону по Красноярской воздушной трассе в годы войны, работавшего в Красноярске в полярной и гражданской авиации и имеющего конкретную и очень трагическую историю. К сожалению, долгое время это никому кроме меня и моих немногочисленных единомышленников не было интересно. Нас пытались убедить, что это глупая затея  — проще и дешевле в США купить летающий „Дуглас“ с базы хранения. Только благодаря директору Военно-инженерного института СФУ Евгению Николаевичу Гарину, нашедшему понимание у руководства Русского географического общества, и финансовой помощи неравнодушных людей всё же удалось успешно провести эту беспрецедентную операцию».

Экспедицию по эвакуации самолёта „Дуглас“ с Таймыра можно считать уникальной: её участники по частям разбирали легендарный американский самолёт, который простоял за северным полярным кругом почти 70 лет. Это удалось сделать всего за неделю, потому что самолёт хорошо сохранился.

Кроме того, спасатели буквально перекопали всю территорию крушения и нашли много интересных вещей, имеющих отношение к аварии. Участник экспедиции, старший преподаватель Института горного дела, геологии и геотехнологий Александр Матвеев отметил, что некоторые раритеты сохранились в хорошем состоянии. «Превосходные американские радиостанции, радиокомпасы. Конечно, они повреждены, но, вполне возможно, их удастся отреставрировать. И на удивление комплектно всё — самолёт разгромлен, но не разграблен. Некоторые вещи вообще там удивительные, я их видел только когда-то на исторических фотографиях — печки для разогрева двигателей в зимних условиях на базе огромных бензиновых примусов».

Завершить операцию по доставке «Дугласа» в Красноярск планируется в середине сентября. Детали самолёта уже погрузили на баржу и отправили вверх по Енисею в Дудинку и далее в Красноярск. Восстановленный С-47 «Дуглас» станет одним из главных экспонатов музея освоения Русского Севера, который в скором времени планируется создать в Красноярске.

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.