Андрей Волков выступил с открытой лекцией о перспективах высшего образования | Новости СФУ

Андрей Волков выступил с открытой лекцией о перспективах высшего образования

12 апреля 2021 года в СФУ директор Института общественных стратегий Московской школы управления СКОЛКОВО, заместитель председателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно–образовательных центров Андрей Волков выступил с открытой лекцией «Высшее образование: проблемы и перспективы».

Основой разговора стало обсуждение программы стратегического академического лидерства «Приоритет–2030», которая пришла на смену Проекту 5–100 и будет запущена в 2021 году.

В начале выступления Андрей Волков представил аналитику образовательных систем в разных странах мира. По его словам, на протяжении четверти века развитые страны мира разрабатывают и внедряют в систему высшего образования так называемые Excellence Initiatives. Наиболее яркий пример — Китай, который благодаря таким программам увеличил наличие своих университетов на мировой арене в 260 раз. Россия по уровню исследований и разработок в университетском секторе занимает скромное место в мире, и участие университетов в программе «Поколение–2030» призвано это исправить.

«Мы предполагаем, что примерно 250 университетов подадут свои программы развития, из них комиссия на уровне Министерства науки и высшего образования, которому предстоит выполнить роль фильтра, отберёт 100 университетов для участия в программе „Приоритет–2030“. Внутри неё предполагаются два трека: университеты, которые ориентированы на научные исследования, и университеты, имеющие крупные проекты с народохозяйственным значением. Какой трек выберет университет — это его ответственное решение, которое будет иметь не только финансовые, но и смысловые последствия для развития университета», — рассказал Андрей Евгеньевич.

Важной частью лекции стало определение качественных показателей академического лидерства. К ним относятся не только традиционные уровни высшего образования и наукометрические показатели, но и умение создавать новые институции внутри университета как ответ на современные вызовы. Эксперт подчеркнул, что аналитика доказывает: проекты, запущенные с нуля, обладают большим потенциалом развития, чем реорганизация уже существующих структур. В качестве примера Андрей Волков привёл ИГ СФУ, который успел посетить в ходе визита.

В рамках беседы о создании на базе СФУ Научно–образовательного центра «Енисейская Сибирь» спикер оценил перспективу такой формы для Сибирского федерального университета и Красноярского края в целом.

«Для меня НОЦ — это умение управлять пакетом технологических проектов на региональном уровне, когда регион становится субъектом научно–технологического развития. НОЦ — это историческая переходная форма из централизации в регионализацию. Истории известен Шеньчжень, который из маленькой рыбной деревушки превратился в инновационный центр — регион развития знаний. Будет ли Красноярск одной из таких точек — это выбор региона, однако такие прорывы неизбежно ведут к усилению позиций университетов».

Кроме этого, спикер представил фактическую и перспективную структуры бюджета российских университетов. Сегодня структура бюджета неоднородна, и большую часть финансирования университеты получают от государства. Андрей Евгеньевич считает, что эту ситуацию нужно выравнивать, так как независимые исследования, развитие эндаунмента и внебюджета служат основой финансовой устойчивости, а значит и автономности университета.

«Для каждого университета должна складываться своя уникальная комбинация исследований, разработок разного типа и образования. Это университет должен определить для себя сам и, исходя из этого, написать свою программу развития. Если мы возьмем самые крутые университеты в мире, то они относятся к образовательной модели 3.0: они не просто дают образование и проводят исследования, но и думают, как довести идею до разработки и готового продукта», — подчеркнул спикер.

Добавим, в ходе визита в Сибирский федеральный университет директор Института общественных стратегий Московской школы управления СКОЛКОВО побывал в Физико–математической школе СФУ, а также познакомился с производственными и научными лабораториями ПИ, ВУЦ, ИНиГ.

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.