Дистанционное обучение: «за» и «против» на примере экономико-математических дисциплин | Новости СФУ

Дистанционное обучение: «за» и «против» на примере экономико-математических дисциплин

Доцент кафедры социально-экономического планирования Института экономики, государственного управления и финансов СФУ Антон Пыжев провёл мини-исследование, посвящённое особенностям преподавания базовых дисциплин экономико-математического профиля в условиях дистанционного обучения. Особое внимание учёный уделил качеству образования, приобретаемого в новых условиях, а также взаимодействию преподавателей со студентами бакалавриата и магистратуры с помощью ЭИОС университета и Zoom. По мнению Антона Пыжева, некоторые методы, отработанные в период «бесконтактного» обучения, показали высокую эффективность и могут стать частью традиционного учебного процесса по окончании пандемии covid-19.

«Переход к удалённому преподаванию базовых курсов бакалавриата дался нам с коллегами относительно легко: оказалось, что наша система достаточно гибкая, поэтому понадобилось не так уж много времени и сил для ее адаптации под новые условия. Когда семестр уже подходил к концу, мы решили проверить, насколько трудно было студентам учиться, проведя самые простые статистические тесты для имеющихся у нас данных об их успеваемости. Оказалось, что распределение результатов практически в точности совпадает с аналогичным потоком студентов прошлого года. Это означает, что и преподаватели, и наши студенты справились не хуже, чем обычно».

Учёный уточнил, что в качестве материала для сопоставления были использованы результаты проведения итоговой контрольной работы в весеннем семестре по дисциплине «Эконометрика» для студентов бакалавриата и специалитета в 2019—2020 (в условиях дистанционного обучения) и 2018—2019 учебных годах. Обычно эта работа проводилась на последнем семинарском занятии и была письменной. Однако в 2020 году те же самые задания студенты выполняли в формате сервиса «Е-курсы» в строго заданных временных рамках с фиксированным началом теста (чтобы весь поток выполнял контрольную в один временной промежуток).

По словам Антона Пыжева, «дистанционная» контрольная работа прошла без существенных технических и организационных затруднений. Результаты практически полностью совпали с теми, которые показали студенты в прошлом учебном году. Это подтвердило и формальное тестирование межвыборочного сходства, проведенное с помощью теста Уилкинсона.

«Если обобщить полученные выводы одной фразой, скажу, что дистанционное обучение по ряду направлений, не требующих «лабораторных» часов – вполне годная образовательная практика, элементы которой могут использоваться не только в экстренных случаях (например, пандемии), но и в рамках традиционных форм обучения. Основной недостаток «дистанционки», по мнению ряда учащихся и преподавателей, связан скорее с непривычностью такого формата, а не с трудностями технического или содержательного характера.

Работая со студентами бакалавриата и специалитета, мы обнаружили, что встречи, организуемые с помощью сервисов ВКС (Zoom, вебинары СФУ) по эффективности не уступают оффлайн-занятиям. То же касается и пересдач: ответы студентов онлайн были по-прежнему разнообразны, мы всё так же наблюдали молчание некоторых ребят в ответ на вопросы преподавателей, после чего им были справедливо выставлены оценки «неудовлетворительно». В целом, распределение оценок первой дистанционной сессии соответствует нашему предыдущему опыту. Пожалуй, технически организация дистанционного обучения действительно сложна и требует большего участия преподавателей, но это препятствие преодолимо. Кстати, ещё одним преимуществом дистанционного обучения студенты магистратуры СФУ назвали возможность выстраивать гибкий график обучения», — констатировал исследователь.

Антон Пыжев подчеркнул, что важную роль в успехе дистанционного обучения сыграл уже имевшийся опыт взаимодействия конкретных студентов с преподавателями в предыдущем семестре. Студенты уже выработали навык самоподготовки и хорошо усвоили не только базовые знания дисциплин, но и получили навык самоподготовки к занятиям в заданных условиях. При этом, несмотря на полученный ценный опыт, исследователь заявил, что надеется в ближайшее время вернуться к привычной схеме преподавания. «Университет для меня — это, прежде всего, живое общение. Именно эту традицию хотелось бы сохранить и как можно скорее к ней вернуться, несмотря на постоянно совершенствующиеся технологии», — сказал Антон Пыжев.

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.