Ректор СФУ рассказал об изменении роли дополнительного образования на ММСО

28 апреля 2020 года ректор Сибирского федерального университета Максим Румянцев выступил спикером двух панельных дискуссий в рамках Московского международного салона образования. Мероприятие проходит в онлайн-формате с 26 по 29 апреля.

В рамках первой дискуссии эксперты обсудили изменение роли дополнительного профессионального образования в целях развития национальной системы профессиональных квалификаций. Точку зрения на роль дополнительного профессионального образования (ДПО) в период глобального переустройства мировой и российской экономики также представили:

  • советник Министра науки и высшего образования РФ Екатерина Бабелюк;
  • заместитель Министра науки и высшего образования РФ Андрей Омельчук;
  • заместитель директора Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты РФ Леонид Вахнин;
  • заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов;
  • заместитель генерального директора по подготовке кадров и директор академии WorldSkills Russia Светлана Крайчинская.

«Формат ММСО этого года является ноу-хау. Но есть много положительной обратной связи от вузов. За ДПО большое будущее, потому что в рамках общего высшего образования человек не должен ходить за новым дополнительным высшим образованием. Это ускоряет выход на рынок труда», — подчеркнул Андрей Омельчук, в Минобрнауки РФ он курирует вопросы ДПО.

Модератором дискуссии выступил научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов. Отвечая на его вопрос о готовности вузов к работе в новых условиях, ректор СФУ Максим Румянцев отметил, что система может и должна перестроиться на программы короткого цикла без потери качества: «Ценность и актуальность образования определяется двумя факторами: какие компетенции и за какое время можно получить? В этом смысле программы ДПО — это один из самых оптимальных вариантов постоянной поддержки собственной конкурентоспособности на профессиональном рынке. К сожалению, в России один из самых низких показателей участия сотрудников компаний в ДПО, в том числе из-за слабости рыночных сигналов относительно того, какие специалисты будут нужны бизнесу. СФУ видит решение этих задач через запуск мультиплексной образовательной платформы. Это сложный и долгий путь. Придётся перестраивать не только структурные связи, но и менталитет. Понимая, что за ДПО стоит большое будущее, в прошлом году специально под эту задачу в СФУ создали Институт непрерывного образования. Надеемся, что сможем сконцентрировать на этой платформе максимальное количество заинтересованных лиц: людей, крупный бизнес, средний бизнес, государственные, муниципальные структуры. За короткое время были перестроены программы ДПО и развернуты на широкие категории пользователей. Ситуация пандемии внесла коррективы и ускорила этот процесс. Для нас это стало вызовом. Задача этого года — масштабировать проекты.

Институт непрерывного образования должен работать как большой мегамаркет дополнительных образовательных модулей. Например, желающие могут обучиться ландшафтному дизайну, культуре бариста либо последним компьютерным программам, которые моделируют производственные процессы, финансовой грамотности или экономической безопасности.

Мы планируем выходить на новые рынки, в том числе школьного и даже дошкольного образования. Вопросы повышения квалификации для учителей школ — актуальная тема. Набор знаний, форматы обучения быстро меняются, и учителя не могут успевать за этим без университета, который следит за скачками научно-технического прогресса и предугадывает поколенческие смены образовательных методик. Программы предполагаются и для школьников младших классов — в игровом формате. Для старшеклассников — это глубинные методы подготовки, связанные с олимпиадным движением.

Мы намерены работать на всю возрастную линейку. Так, люди, которые получили образование в 80–90-е годы прошлого века, наиболее остро нуждаются в технологиях, которые сегодня внедрены во все производственные процессы. То есть любой диплом, полученный 30 лет назад, требует апгрейда, и мы эту функцию готовы выполнять. Наконец, люди серебряного, или элегантного, возраста. В них скрыт большой потенциал. По своим личностным качествам они очень ответственны и понимают, что ещё многое могут делать. Им только нужно дать инструмент, чтобы они могли продолжать приносить пользу обществу».

Добавим, ММСО-2020 — это коммуникационная платформа, которая связывает образовательное и экспертное сообщество, государственные институты и бизнес в современном пространстве. Спикеры и эксперты обсуждают самые актуальные вопросы настоящего и будущего системы образования в новой реальности: экспорт российского образования, цифровая трансформация среднего профессионального образования, психологическое сопровождение обучающихся в современной школе, мифы и реальность персонализации образования.

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.