«Новогоднее крысоведение»: учёные СФУ о символе года | Новости СФУ

«Новогоднее крысоведение»: учёные СФУ о символе года

Крыса (или мышь) — признанный символ наступающего 2020 года. Согласно китайской традиции, неприметный грызун, на протяжении веков сопровождавший человека и обитающий близ его жилища, — животное умное и запасливое, умеющее извлечь пользу из любой ситуации. А вот какого мнения о крысе придерживаются учёные Сибирского федерального университета, вы узнаете из «портрета», составленного филологами и юристами, знатоками мировой культуры и специалистами в области медицинской биологии.

Анна Шумилова, доцент базовой кафедры биотехнологии: «Вопреки распространённому мнению, крыс используют в медицинских экспериментах не потому что они похожи на человека (в этом плане гораздо „родственнее“ для нас свиньи), а потому что у них высокие темпы репродукции, хорошая выживаемость и регенерация лучше, к тому же, они очень компактных размеров и неприхотливы в содержании. Во отличие от человека, эти животные не закрывают глаза, когда находятся под общим наркозом, и глазки им приходится смачивать. Ещё самцы крыс значительно крупнее самок, но зато самки выносливее».

Вера Асиньярова, заведующая виварием: «Крыс мы разводим в основном белых и серых. Чёрные крысы — животные чистых линий. Я почти сорок лет работаю в виварии и лишь однажды привозила таких животных из московского питомника для особого эксперимента. Мыши живут год — полтора, крысы до 5–6 лет. Мыши не слишком пекутся о своём потомстве, тогда как крыса при малейшей тревоге перенесёт детёнышей в безопасный, на её взгляд, угол, да ещё опилками укроет от глаз врагов. Крысы не только умны, но и очень чистоплотны — поев, обязательно умываются, чистят шкурку, хвост, обожают поспать. Мыши чаще едят и дольше бодрствуют. Они предпочитают пшеничную кашу, сваренную на молоке, а лакомиться любят, как показывают в мультфильмах, — сыром. Крыса никогда не откажется от семечек, овса и сырой говядины, а вот свинину мы им не даём из-за риска заражения специфическими заболеваниями, которые могут быть смертельны для грызунов.

И мыши, и крысы — животные коллективные. Сородичей, с которыми живут с рождения, они не трогают. Но если в устоявшийся коллектив поместить новичка — его немедленно загрызут. Такая же участь ждёт раненое животное. „Своих“ крысы и мыши запоминают по запаху — нос грызуна невозможно обмануть.

Крысиный лидер — самый крупный и сильный самец. Выражение „окрыситься на кого-то“ означает поведение в конфликте: самцы становятся друг против друга на задние лапы, поднимают передние и пронзительно визжат. Более дерзкий самец наносит противнику серьёзные увечья — может порвать или откусить ухо, расцарапать морду, повредить глаза.

Кстати, если вы сталкивались со странными „вкусовыми пристрастиями“ крыс — погрызенными резиновыми сапогами, мешками, ремнями и садовыми лейками — знайте, у грызунов зубы растут на протяжении всей жизни, и они пользуются любой возможностью погрызть что-то твёрдое, чтобы стачивать длинные резцы.

Однажды у нас в виварии жила ручная крыса в домике из картонной коробки. Звали её Алиска. Делают лаборанты свой эксперимент, а она залезет к кому-нибудь на плечо и наблюдает спокойненько, что там делается. Ни одного провода не испортила, ничего не изгрызла. Прожила года четыре и умерла от старости».

Учёные Института филологии и языковой коммуникации: «Образ мыши или крысы, представленный на страницах европейской и русской литературной классики, происходит из индоевропейских мифологических, поэтических, художественных представлений об этих животных-родственниках и в китайскую традицию вписывается крайне приблизительно. Мышь живёт в норе под землёй или в подполе, а значит, понимается как существо хтоническое, нечистое, относящееся к подземному миру. Вспомним знаменитую сказку Гофмана „Щелкунчик и Мышиный король“ (1816 г.) и описанное там мышиное королевство. Это порождение инфернального мира вторгается в сферу рождественского праздника как сила злая и разрушительная: мыши мстительны и прожорливы — их зловеще сверкающие глаза, противное шипение и писк внушают людям отвращение и страх. Мышиный Король, подобно мифологическим хтоническим существам, огромен и имеет семь голов, которые Щелкунчик должен отсечь, чтобы освободиться от заклятия Мышильды. Победив это существо, герой возвращает себе человеческий облик, играется свадьба, на глубинном же уровне утверждается торжество культуры над хаосом, наступление Золотого века.

Кстати, в нескольких баснях Жана де Лафонтена и Ивана Андреевича Крылова героями также являются мыши и крысы (иногда даже одновременно), обычно предстающие аллегориями глупости и трусости. Мыши определяют ум по длине хвоста („Совет мышей“), прыгают за борт при самой маленькой течи („Мыши“), а крысы добровольно становятся обедом своих противников: то кота („Крыса и слон“), то лягушки, то коршуна („Лягушка и крыса“). И только в двух баснях Лафонтена — „Мыши и сова“ и „Лев и мышь“ — грызун предстаёт в качестве жертвы, а во втором тексте мышонка можно назвать даже мудрым и смелым.

Выдающийся отечественный лингвист-этимолог Владимир Топоров предложил в 1970-е гг. гипотезу, согласно которой связь мыши с разнообразными болезнями, зафиксированная в устной культуре европейских народов, позволяет возвести слово, образованное от индоевропейского корня *mū́ṣ-, к древнегреческим музам, которые в позднейшей традиции обрели статус символических покровительниц наук и искусств, но поначалу представляли собой болезни, недуги и поветрия. Впрочем, как часто бывало в древних культурах, это их свойство являлось амбивалентным — музы как насылали на человека эти немочи, так могли и исцелять его от них.

Владимир Топоров предположил, что ставшая ныне идиомой формула из „Слова о полку Игореве“, „растекашется мыслию по древу“, тоже имеет отношение к мыши. Живущий у корней мирового древа серый грызун, чей образ связан с музами, покровительницами творческой мысли, вполне мог здесь стать источником для метафоры поэтического вдохновения.

„Крыса-переписчик“ — негативная „тень“ героя — появляется в монологах чиновника Макара Девушкина из романа Фёдора Михайловича Достоевского „Бедные люди“. Центральный персонаж его романа „Идиот“ — тоже своего рода переписчик, только вот отношение к этому занятию согласуется у Льва Николаевича Мышкина с образом „положительно прекрасного человека“. В его имени не случайно пересеклись могучий царь зверей (а заодно и не менее значительный тезка — граф Лев Толстой) и маленькая, слабая, смиренная мышка.

Для детей испаноязычного мира роль Зубной феи выполняет мышь по имени Ратонсито Перес (Мышонок Перес). От этого сказочного персонажа ожидают обмена молочных зубов на сладости и подарки. Образ мыши связан с таким мотивом не только в Испании, но лишь здесь этот грызун удостоился целой истории. Впервые Мышонок Перес был упомянут в сборнике рассказов и пословиц испанской писательницы, создававшей свои произведения под псевдонимом Фернан Кабальеро, однако сама сказка о нём была придумана воспитателем будущего короля Луисом Коломой. Наш серый герой проживал в коробке от печенья и имел честь лично общаться с принцем, у которого как раз выпал первый зуб — что и послужило поводом создания сказки. Сегодня у Мышонка есть постоянный адрес в Мадриде, недалеко от королевского дворца — в музее можно увидеть первый экземпляр книги и ту самую коробку от печенья».

Татьяна Сидорова, заведующая кафедрой международного права Юридического института: «Существует целый закон „О защите мыши“! В США в 1998 году был принят закон, который получил название „Закон о защите Микки Мауса“. Конечно, это название он получил неофициально. На самом деле этот закон называется Copyright Term Extension Act (CTEA). Этот закон увеличил срок охраны произведений и персонажей. Считается, что именно компания Disney является основным бенефициаром этого закона. В результате продления срока Микки Маус перейдёт в общественное достояние 1 января 2024 года. Означает ли данный факт, что с этого момента каждый может создать свой мультик с Микки Маусом? Увы, нет. Даже после 1 января 2024 года Микки Маус будет охраняться, но уже законодательством о товарных знаках.

А вот историки права могут поведать об удивительных и странных судах над животными, проводившихся в давние времена. Самый, пожалуй, известный случай — как крысы Бургундии в начале XVI века избежали наказания за разразившийся по их вине голод. Отчаявшиеся жители подали на грызунов в церковный суд. Дело приняли к рассмотрению, судебные чиновники составили повестку и зачитали её в местах скопления крыс. Однако в назначенное время ни один ответчик в суд не явился. На защиту животных встал успешный юрист Варфоломей де Шассенэ. Он не нашёл ничего удивительного в том, что грызуны не явились в зал суда, ведь повестка была адресована всем крысам, а не каждой в отдельности.

Суд счёл доводы адвоката убедительными. Священников попросили оповестить каждую крысу в отдельности. Судебное заседание перенесли, и грызуны опять не явились в суд! Адвокат предположил, что среди обвиняемых много старых и больных крыс, им нужно время, чтобы собраться и добраться до назначенного места. Разбирательство вновь отложили. Увы, обвиняемые не пришли в суд и на третий раз. Теперь Шассенэ заявил, что его подзащитные очень хотят предстать перед правосудием, но никак не могут этого сделать, потому что по пути в суд им может угрожать смерть от лап котов.

Он потребовал, чтобы истцы под угрозой большого штрафа обещали, что их питомцы не потревожат его подзащитных. Ручаться за своих подопечных истцы не решились, поэтому дело было отложено на неопределённый срок. Таким образом благодаря своему адвокату крысы остались безнаказанными».

Кафедра культурологии Гуманитарного института: «Очень по-разному относятся к крысам в восточной и западной культурах. В восточной культуре крыса считается ценным животным. Есть легенда о том, как Будда или даосский верховный правитель Нефритовый император дарили самым красивым животным мира годы календаря. По одной из версий крыса хитростью, ловкостью, расчётливостью пришла к Будде первой: переплыла реку на спине у Быка, а потом укусила его за хвост так, чтобы он подкинул её, и она чётко приземлилась у ног Будды. Или же крыса сыграла на дудочке для Нефритового императора очень красивую мелодию и заняла первое место в конкурсе творческих талантов среди животных. Поэтому годом крысы открывается зодиакальный календарь, а люди, рождённые под этим знаком, отличаются сообразительностью и удачливостью.

В Индии считается, что крысы предупреждают о наступлении болезни или беды. Если из дома исчезают крысы, то хозяева срочно покупают и разводят новое крысиное семейство в доме. Самая благостная жизнь для крыс устроена в индуистском храме Карни Мата: по легенде святая Карни Мата наложила заклятие на всех мужчин своего рода, что после смерти они не будут отправляться в Подземный мир, а будут превращаться в крыс, поэтому в храме к ним относятся очень бережно, везде расставляют для них еду и питье, а если кто-то из посетителей храма случайно раздавил в нём крысу, то принято взамен пожертвовать храму слиток золота аналогичный размеру раздавленной крысы.

В западной культуре крыса, напротив, ассоциируется с нечистоплотностью, так как полчища крыс не только приносили множество болезней, но и способны были расхитить зерновые запасы целого средневекового города. В Средние века в Европе получила распространение профессия крысолова, обладавшего знаниями о лучших ядах и методах уничтожения крыс. В крайнем случае, если от крыс совсем не получалось избавиться, могли сжечь город целиком. Услуги крысоловов стоили очень дорого: известная легенда о Гамельнском крысолове рассказывает о том, что жадные жители города Гамельна поплатились за обман крысолова — вслед за крысами он навсегда увёл из города всех детей.

Но даже в западной культуре крыса иногда предстаёт не только как вредитель, но и как полезное существо. Она предупреждает о бедах и проблемах. Яркий пример — творчество французского художника Блек ле Рата, одного из основоположников европейского граффити, „учителя“ Бэнкси. Его псевдоним переводится как чёрная крыса, а визитной карточкой художника в уличном пространстве стали рисунки крыс. Он считает, что художник граффити подобен крысе: неприятен обществу, воспринимается как вандал, визуально загрязняет городское пространство, хотя на деле такие художники не дают обществу отвернуться от актуальных проблем и легкомысленно расслабиться в достатке и комфорте. Они обращают внимание на неблагополучие бездомных, беды стран третьего мира, нелёгкую судьбу иммигрантов, призывая людей не быть к ним равнодушными».

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.