Учёные СФУ рассказали, как перейти от ресурсной экономики к инновационной | Новости СФУ

Учёные СФУ рассказали, как перейти от ресурсной экономики к инновационной

Учёные Сибирского федерального университета проанализировали 22 субъекта Российской Федерации с преимущественно сырьевой специализацией экономики и выяснили, при каких условиях возможен переход от ресурсодобывающей модели к инновационному развитию регионов. В исследовании также рассмотрены механизмы роста инновационного сектора в экономиках стран, чьё благосостояние исторически складывалось за счёт ресурсодобывающей отрасли и торговли природными богатствами. Основные итоги исследования опубликованы в журнале Regional and Sectoral Economic Studies.

«В этой статье мы показали лишь часть масштабного исследования, проводящегося учёными Института экономики, управления и природопользования СФУ более десяти лет, в том числе, при помощи Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности. Обратились к опыту регионов, в экономике которых доминирует добывающий сектор, по разным оценкам, их в РФ от 20 до 24. Это в первую очередь Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Якутия, Тюменская область, Красноярский край и другие. Некоторые исследователи уверены, что для регионов и стран, располагающих углеводородами, лесом, драгоценными металлами и алмазами, развитие за счёт коммерциализируемых знаний (а это и есть путь инновационного развития) неинтересно и даже не нужно — гораздо проще эксплуатировать земные недра, чем создавать наукоёмкое производство, открывать новые рабочие места. Отчасти мы вынуждены согласиться с этим утверждением. Но вот Норвегия, например, выбивается из этого ряда. Когда там обнаружили богатые запасы нефти на шельфе, правительство страны сделало всё, чтобы извлечь из этого максимальную выгоду, но не сиюминутную, а с учётом интересов будущих поколений. Добыча начиналась с широким участием трансконтинентальных нефтедобывающих корпораций США и Великобритании, которые получали лицензии на добычу на очень жёстких условиях — они обязаны были привлекать местное население к нефтедобыче, задействовать для строительства нефтедобывающих платформ местную промышленность, основывать научно-исследовательские центры и серьёзно „делиться“ прибылью с местным бюджетом», — сообщила соавтор исследования, старший преподаватель кафедры менеджмента, старший научный сотрудник Образовательно-исследовательского центра проблем пространственной экономики, природопользования и региональных проблем СФУ Татьяна Зимнякова.

Учёный отметила, что способы производства знаний на ресурсных территориях практически не отличаются от таковых в странах и регионах, сумевших построить передовую экономику с главенствующим инновационным сектором. Проще говоря, вузы и академические научные институты, например, Красноярского края, производят научные разработки так же, как и научные организации Франции, Германии, некоторых штатов США и т. д., однако в этих странах путь превращения знаний в реальные экономические блага уже отработан, чего, увы, не скажешь об отечественных реалиях.

«Исключением из правил в РФ является Республика Татарстан — этому региону удаётся сочетать крупные объёмы нефтедобычи со стремительно прогрессирующим ростом инновационного сектора. Во многом региональная экономика Татарстана напоминает нашу, Красноярский край тоже не на 100 % ресурсный. Значительную долю в экономике обоих регионов составляет обрабатывающая промышленность. Однако в отличие от Татарстана, краевые предприятия заняты, в основном, производством продукции низких переделов, т. е. по сути — промежуточного продукта, который потребляется другими предприятиями для создания более сложной продукции для конечных потребителей. Такое производство не требует высококвалифицированного персонала, серьёзных научных изысканий, что закрепляет существующий в нашем регионе сырьевой путь развития», — продолжила Татьяна Зимнякова.

Исследователь уточнила, что в росте инновационного сектора важную роль играет финансовая самостоятельность региона, которая даёт возможность проводить самостоятельную политику экономического развития, направленную на соблюдение интересов будущих поколений территории. В дальнейших исследованиях коллектива учёных будут рассмотрены такие важные для инновационного развития ресурсных регионов факторы, как близость рынков сбыта конечной продукции, институциональные и культурные особенности.

«Если мы говорим о Норвегии, то социально-культурный бэкграунд и менталитет норвежцев совершенно не похож на наш с вами, если вспомнить успех Татарстана — республика расположена в издавна освоенных землях Приволжья, где сошлись транспортные и торговые пути — развита инфраструктура, очевидна близость к столице и экономическим партнёрам. Красноярский край большей своей частью лежит в царстве вечной мерзлоты. Люди работают в тяжелейших климатических условиях, зачастую вахтовым методом. Коммуникации, удалённость от федерального центра и крупных рынков сбыта продукции машиностроительной и металлургической отраслей — всё это несколько усложняет наш путь к инновационной экономике. Однако в Красноярске уже был опыт цехов нестандартной продукции на некоторых заводах в советское время, и сейчас в рамках проекта Енисейская Сибирь делаются интересные шаги (технопарк Красноярской технологической долины) к поощрению региональных инноваций. Посмотрим, что из этого получится», — резюмировала учёный.

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.