В 2016 году СФУ вошёл в ведущие мировые рейтинги

Сибирский федеральный университет вошёл сразу в два престижных мировых рейтинга — Times и QS Stars. Соответствующие релизы рейтинговые агентства опубликовали 21 и 23 сентября 2016 года.

В рейтинг британского агентства Times Higher Education (THE) СФУ вошёл впервые, заняв позицию 800+. Всего в рейтинг вошли 24 российских вуза, 16 из которых входят в Проект 5-100. Среди российских вузов СФУ занял 13-е место.

Рейтинг THE базируется на 13 индикаторах эффективности по пяти направлениям: преподавание, исследования (объём, доход и репутация), цитирование, международное взаимодействие (сотрудники, студенты и исследования), доход от производственной деятельности (трансфер знаний). В этом году в методологию внесли серьёзные изменения, впервые включив в анализ научные публикации в базе данных Scopus. По мнению авторов, это гарантирует более объективное отражение гуманитарных исследований.

В рейтинг Times входит всего 5 % мировых вузов — это 980 университетов, из них 148 представляют США и 91 — Соединённое Королевство.

В рейтинг QS Stars британского агентства Quacquarelli Symonds СФУ входит с 2013 года. Рейтинг ориентирован на абитуриентов всего мира и является традиционным источником получения информации для тех, кто находится в поиске места будущей учёбы. Ранжирование проводится по 51 позиции, среди которых как статистические данные, так и опросы мнения различных категорий людей, в частности выпускников. Оценка успешных университетов в рейтинге — от одной до пяти звёзд. На протяжении трёх лет университет получал три звезды. В 2016 году университет впервые удостоен четырёх. По словам представителей агентства, четыре звезды — это признание университета как лидера в сфере предоставления услуг на глобальном рынке образования. Отметим, 4 звезды в рейтинге 2016 года получили 38 университетов мира, в том числе 3 российских (РУДН, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова), 5 звёзд имеют 50 вузов в мире.

«Вхождение в международные рейтинги — это закономерный результат работы всего коллектива университета. Рубеж THE мы ставили перед собой на 2017 год. Но сумев грамотно перегруппировать структуру и выделить приоритеты, достигли его спустя всего год после вхождения в Проект 5-100, — отметил ректор СФУ, академик РАН Евгений Ваганов. — Достижения в международных рейтингах подкреплены и нашими успехами в ведущих российских рейтингах, где СФУ прочно укрепился в ТОП-15. Эксперты называют такие университеты „устойчивой элитой“. По некоторым показателям, например, по востребованности наших выпускников у работодателей, СФУ стабильно занимает позиции в диапазоне 5-8. Именно этим достижением мы гордимся больше всего.

Важно отметить, что различные индикаторы, по которым оценивают университет на протяжении последних 4 лет, не имеют существенного разброса по шкале оценок, несмотря на то, что методология подсчёта у различных рейтинговых компаний имеет свою специфику. Это говорит о сбалансированной политике управления, направленной на устойчивое развитие и движение вперёд».

Справка

Рейтинг QS Stars

Рейтинг QS Stars проводится компанией Quacquarelli Symonds Limited (Великобритания). Агентство выпускает несколько рейтинговых продуктов, среди которых рейтинг QS World University Rankings (общий), рейтинг QS Stars, рейтинг QS EECA (вузы Европы и Азии) и рейтинг QS БРИКС (университеты стран БРИКС).

QS Stars ориентирован на абитуриентов всего мира. Он является традиционным источником получения информации для тех, кто находится в поиске места будущей учёбы — вузов, обладающих наилучшими условиями для личностной реализации в образовании, науке, творчестве, спорте. Важным показателем рейтинга QS Stars является степень удовлетворённости студентов качеством предоставляемых образовательных услуг, в частности качеством преподавания.

Оценка успешных университетов в рейтинге — от одной до пяти звёзд. Пять звёзд — это самый высокий рейтинг. Четыре звезды — это международное признание университета как лидера в сфере предоставления образовательных услуг на глобальном рынке.

Ранжирование проводится по 51 ключевому параметру, включённым в 5 укрупнённых блоков, среди которых:

  • обучение (соотношение количества преподавателей и количества студентов; уровень удовлетворённости студента условиями обучения и преподавателями со степенью PhD; процент студентов, продолжающих обучение в течение 12 месяцев после выпуска);
  • трудоустройство (количество работодателей, согласившихся дать положительную оценку компетентности выпускников; процент студентов, трудоустроенных в течение 12 месяцев после окончания обучения; предоставление вузом помощи при трудоустройстве; количество сотрудников в центре карьеры вуза);
  • наука (количество экспертов из академической среды, давших положительный отзыв об университете; количество цитирований; количество научных статей, индексируемых в базе данных Scopus; количество преподавателей, получивших международное призвание, например, Нобелевская премия или эквивалентные награды);
  • интернационализация (программы высшего образования, вошедшие в рейтинг QS топ-500 за последние 3 года; процент иностранных преподавателей; процент иностранных студентов; количество студентов, принятых в университет и отправившихся в другой университет по программам обмена; наличие соответствующих сооружений для иностранных студентов различных религий);
  • среда обучения, кампус (наличие востребованных спортивных сооружений, например, бассейн, спортзал, стадион; количество комнат для студентов в соотношении с количеством обучающихся студентов; количество компьютеров на территории кампуса; наличие проводного интернета в студенческих общежитиях или сети Wi-Fi на территории кампуса; библиотечный фонд, достаточное количество медицинских объектов; количество студенческих организаций);
  • инновации (количество патентов; совместных исследований, успешных внутриуниверситетских стартапов);
  • доступность (наличие социальных выплат и доступность обучения в вузе для студентов из семей с низким уровнем дохода, а также процент зданий, оборудованных для перемещения в инвалидной коляске, на территории кампуса);
  • специализация (одно из направлений подготовки в вузе, в данном случае инженерная подготовка по направлению «добыча полезных ископаемых»); количество программ, аккредитованных согласно зарубежным стандартам, попадание данного направления в другие рейтинги QS.

Направления деятельности университета были оценены следующим образом:

  • преподавание  — 5 звёзд;
  • трудоустройство — 5 звёзд;
  • исследования — 2 звезды;
  • интернационализация — 3 звезды;
  • инфраструктура — 5 звёзд;
  • инновации — 5 звёзд;
  • доступность — 3 звезды;
  • специализация — 1 звезда;
  • итоговый рейтинг — 4 звезды.

Рейтинг THE

Рейтинг лучших университетов мира (THE World University Rankings) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг лучших университетов мирового значения по версии британского издания Times Higher Education при участии информационной группы Thomson Reuters. Считается одним из наиболее влиятельных глобальных рейтингов университетов.

Уровень достижений университетов оценивается на основании результатов комбинации статистического анализа их деятельности, аудированных данных, а также результатов ежегодного глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества и работодателей, которые высказывают свои мнения об университетах.

Опросы охватывают десятки тысяч учёных из большинства стран мира. Критериями отбора экспертов для опроса служит наукометрический анализ продуктивности и цитируемости, а также преподавательская и научная деятельность в высших учебных заведениях более 16 лет, наличие не менее 50 опубликованных научных работ и другие критерии. В ходе опросов эксперты выбирают из шести тысяч учреждений только лучшие, по их мнению, высшие учебные заведения, а также сильнейшие университеты для продолжения образования на магистерском и докторском уровнях.

Анализ деятельности высших учебных заведений складывается из 13 показателей. Основными оценочными критериями служат международная студенческая и преподавательская мобильность, количество международных стипендиальных программ, уровень научных исследований, вклад в инновации, цитируемость научных статей, уровень образовательных услуг и так далее. Наибольший вес в рейтинге занимают академическая и научная репутация, а также цитируемость научных публикаций, то есть рейтинг в большей степени академический.

Новое издание рейтинга вышло 21 сентября 2016 года и охватывает 980 университетов (около 5 % всех высших учебных заведений мира).

Комментирует Фил Бати, редактор рейтинга высших учебных заведений мира Times Higher Education: «Отрадно, что Россия в этом году заняла 24 места в расширенном списке лучших университетов мира... Отчасти это обусловлено тем, что Россия больше, чем когда-либо, признает важность участия в мировых акциях сравнительного тестирования. Тем не менее, реализовать амбициозные планы страны — продвинуть пять вузов в ведущую мировую сотню к 2020 году будет трудно... В общей сложности девять из 24 российских университетов сместились вниз. Чтобы решить эту непростую задачу, России придётся потрудиться над улучшением своих университетов в условиях накаляющейся глобальной конкуренции».

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.