Перспективы российских вузов в мировом научно-образовательном пространстве обсудили на КЭФ

27 февраля 2015 года на площадке 12 Красноярского экономического форума в формате мозгового штурма состоялась дискуссия «Российское научно-образова­тельное пространство: стратегия конкуренции».

Своим мнением по поводу успешности федерального проекта по продвижению российских университетов в мировом образовательном пространстве делились чиновники министерства образования и науки, ректоры российских вузов, представители академии наук, федеральные эксперты. Тематический круглый стол оказался одной из самых популярных и дискуссионо насыщенных площадок — порой спикеры высказывали диаметрально противоположные точки зрения.

Свою позицию по заявленным вопросам высказала заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова: «Карта науки сегодня развивается очень динамично. И это является ответом на многочисленные вызовы, которые диктует ситуация в стране. Но есть один очень важный тренд — глобализация науки. И как следствие — стирание граней между фундаментальной и прикладной, академической и вузовской наукой. Очевидно, что должна состояться перестройка НИР и НИОКР, а также производственных процессов на основе развития платформенных технологий и выведения на рынок этих платформ».

С тем, что деление на академическую и вузовскую науку — порочно, согласен Евгений Фортов. Но если взять финансовый аспект, то это разделение становится явным, уверен президент Российской академии наук: «За последние 10 лет гладкая кривая госфинансирования РАН неизменно ползёт вниз, а Сколково — вверх. И это уже не конкуренция. В то же время мы наблюдаем чудовищный рост бюрократии и отчётности. Фактически бюрократия выталкивает из науки молодёжь».

Профессиональный разговор закономерно затронул тему магистратуры. Именно с развитием этого уровня образования эксперты связывают формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок. Неслучайно и увеличение бюджетных мест в текущем году произошло в основном в магистратуре. Например, в самом крупном красноярском университете — СФУ — их количество по сравнению с прошлым годом выросло на 42 %. Но, как выяснилось, возможность открывать магистратуру и в академических институтах, и в российских университетах поставила эти организации в конкурентную позицию по отношению друг к другу.

В качестве ещё одного рецепта повышения конкурентоспособности российского образования было предложено сделать ставку на формирование вокруг вузов предпринимательской технологической экосистемы. Именно такой пояс малых наукоемких предприятий, по мнению представителя компании РБК Евгения Кузнецова, помог Кембриджу за 20-30 лет значительно обогнать другой знаменитый британский университет — Оксфорд.

Наиболее активно на круглом столе обсуждали тему ведущих вузов и, особенно, той их части, которой была поставлена задача до 2020 года попасть в мировые рейтинги. Мнения экспертов разделились в части оценки их влияния на «окружающую среду». Так, ректор СФУ Евгений Ваганов усомнился в том, что ведущие вузы, входящие в ТОП-20 в стране и ориентированные на мировые эталоны, могут или должны «вытягивать» остальные вузы: «Их задача — разработка передовых технологий, их цель — лучшие образовательные форматы. Заставлять их размениваться на остальное, значит, ослаблять в достижении основной цели — мирового научно-образовательного пространства», — уверен Евгений Ваганов.

Подводя итог «штурму», модератор дискуссии — заместитель председателя Совета по повышению международной конкуренто­спо­соб­ности ведущих университетов РФ Андрей Волков высказался за неизбежность интеграции науки и образования: «С 2010 года Франция, Германия с 2006 года, Китай с 1992 года, Великобритания с 1995 года предпринимают решительные попытки трансформации этого сектора: и интеграции, и запуска на новую орбиту отдельных сильных учебных заведений. И в этом мы никак не являемся первопроходцами. Но мы стоим на пороге изменения политики интеграции, связанной с региональными инициативами».

Пресс-служба СФУ,

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.