Профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья
15 ноября 2012 года в СФУ состоялось совместное заседание Координационного совета по проблемам высшей школы Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и Ассоциации «Сибирский научно-образовательный консорциум» (СНОК). На пленарном заседании осенней экспертной сессии был рассмотрен вопрос реализации образовательных программ высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузах Сибири.
С содокладом по этой теме выступил проректор-директор ТЭИ Юрий Александров. Он рассказал, как в ТЭИ реализуется проект: «Профессиональное образование в системе непрерывного интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» («Профессия и здоровье»).
Цель проекта — обеспечение непрерывного разноуровневого образования, имеющего адаптивно-коррекционную направленность, для молодежи с нарушением двигательных функций путем создания многоступенчатой системы обучения: детский сад — школа — техникум — вуз — послевузовская деятельность.
Так, ТЭИ более 15 лет ведет совместную работу с красноярской школой-интернатом № 1 им. В. П. Синякова, детским садом № 139 компенсирующего вида. В ТЭИ действует окружной учебно-методический центр. Недавно к работе подключились ЗАО «Ванкорнефть» и ОАО «Красноярскнефтепродукт», выделившие спонсорские средства на создание условий, которые обеспечивают более высокий уровень лечебной, педагогической и психологической поддержки детей с особыми потребностями.
Как показывает практика, студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, участвующие в научно-образовательном проекте «Профессия и здоровье», окончив институт, социально успешны и самодостаточны. Так, в прошлом году 93% из них трудоустроились, в этом году — 78%.
В то же время докладчик выделил ряд вопросов, сдерживающих развитие специального профессионального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, он отметил сохраняющийся декларативный характер решения проблем на институциональном уровне, фрагментарность нормативно-правовой базы, регламентирующей обучение лиц этой категории, неудовлетворительную постановку и организацию системы повышения квалификации ППС и специалистов, работающих с этими детьми, отсутствие мотивации для такой сложной работы.
«Для решения проблем по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья нужна интеграция научно-исследовательской работы. И роль такого интегратора в Сибирском федеральном округе может сыграть СНОК», — резюмировал Юрий Леонидович.
В ходе обсуждения темы участники заседания одобрили опыт реализации образовательных программ высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузах Сибири, в том числе в ТЭИ, и рекомендовали его к включению в Банк эффективных методических разработок по организации высшего инклюзивного образования при поддержке Российского союза ректоров.
Вузам Сибири предложено определить объемы затрат, необходимых для формирования доступной образовательной среды, и принять участие в обсуждении и выработке Общероссийской концепции инклюзивного высшего образования.