Инновационному городу – инновационное образование! | Новости СФУ

Инновационному городу – инновационное образование!

Уже второй год по планам программы «Красноярск – город инноваций, партнерства и согласия» проводится общегородская Ассамблея «Красноярск. Технологии будущего». Сибирский Федеральный университет – активный участник этих Ассамблей, цели и задачи которых созвучны целям и задачам его Программы развития.
В числе мероприятий Ассамблеи, проведенных специалистами Управления довузовской подготовки и нового набора (УДПиНН) СФУ: Городская молодежная школа инноваторов «Технологии будущего» и педагогическая конференция «Современное инновационное образование: Содержание, формы, методы, перспективы».

Городская молодежная школа инноваторов «Технологии будущего» проходила в Сибирском федеральном университете, на площадке № 2 (Студенческий городок) с 13 по 17 апреля. В ней приняли участие одаренные учащиеся школ, лицеев, гимназий, выполняющие научные работы и проекты.
Участники Школы – учащиеся гимназии № 4, лицея № 7 («Роснефтькласс»), школ №№ 5, 10, 64 познакомились с ведущими учеными СФУ: Валентином Михайловичем Журавлевым, Виктором Николаевичем Тимофеевым, Георгием Яковлевичем Шайдуровым, Владимиром Дмитриевичем Кошуром и с большим интересом принимали участие в лекциях-диалогах о современных достижениях науки и техники. Им была предоставлена возможность ознакомиться с различными институтами СФУ. Особый интерес вызвала экскурсия в Институт военного обучения, ведь по-настоящему творческие люди всегда были истинными патриотами своей Родины.
Основной линией городской молодежной школы инноваторов стало изучение самых эффективных методов создания инновационных идей на основе отечественной науки, не имеющей аналогов в мире и пользующейся ажиотажным спросом за рубежом – теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), развитие научных работ и проектов участников на основе ТРИЗ. Обучение методам ТРИЗ и научное руководство осуществляли сотрудники СФУ – носители этой науки, имеющие многолетний опыт работы со школьной молодежью: Почетный работник сферы молодежной политики РФ Татьяна Владимировна Погребная; к.т.н., Почетный работник общего образования РФ Анатолий Владимирович Козлов; дипломант Национальной общественной премии «Серебряный Голубь» в области образования Олеся Викторовна Сидоркина; бакалавр техники и технологии, магистрант Института инженерной физики и радиоэлектроники Василий Григорьевич Андреев.
В среду 15 апреля все участники Школы инноваторов посетили IV городскую конференцию детских образовательных проектов «Взгляд в будущее» в Гимназии № 4. Эта конференция с 2009 г. также стала частью Общегородской Ассамблеи. Некоторые из участников выступили с докладами, заранее направленными на конференцию и успешно прошедшими первый дистанционный этап отбора.
В завершение Школы была проведена в экспериментальном порядке олимпиада по инноватике, состоящая из двух туров: решение задач и защита инновационных проектов. Содержание и методика олимпиады – авторская разработка названных специалистов УДПиНН СФУ. На итоговой защите инновационных проектов, проходившей в форме конференции 17 апреля, идеи учащихся были по достоинству высоко оценены членами жюри, в состав которого вошел проректор по фундаментальной подготовке и новому набору – директор института фундаментальной подготовки В.М. Журавлев. Лучшие работы были отмечены Дипломами СФУ.
Среди победителей и призеров олимпиады и конференции: Анастасия Шалькова, Елена Редченко, Валентина Мошкина из школы № 10, Михаил Бондарев, Алексей Авраменко, Александра Волкова, Полина Рейвах из лицея № 7, Илья Подшивалов, Рубина Аракелян, Александра Захарова, Нина Железовская, Евгений Пичкуров из гимназии № 4. Их инновационные проекты посвящены актуальным темам: отоплению городов без использования угля, нефти, газа и даже солнечной энергии (А. Шалькова и С. Данилевская); созданию значительно более экономичных солнечных батарей (М. Бондарев); изучению сейсмичности Земли для более точного предсказания землетрясений (А. Волкова и П. Рейвах); изучению влияния температуры на дафний для решения проблем устойчивости организмов к экологическим факторам (Е. Пичкуров) и др. Особенно интересно, что несколько проектов были направлены на решение проблем самой молодежи: «Модель молодежной политики по преодолению психологического кризиса как следствия финансового» (А. Захарова); «Красота как культурное явление» (Р. Аракелян). Замечательно, что сами ученики – те, которые планируют стать учителями, занимаются вопросами создания системы инновационного образования. Лучший из таких проектов: «Переизобретение газовых законов на основе ТРИЗ», выполненный В. Мошкиной и Е. Редченко из школы № 10.

Второе мероприятие, организованное специалистами Управления довузовской подготовки и нового набора СФУ в рамках общегородской Ассамблеи «Красноярск. Технологии будущего» – это уже становящаяся традиционной II Научно-педагогическая конференция «Современное инновационное образование: содержание, формы, методы, перспективы», начавшаяся 22 и 23 апреля в СФУ и завершившаяся пленарным заседанием 25 апреля в Международном выставочном и деловом центре «Сибирь». Конференция снова проводилась совместно СФУ и Красноярским краевым Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ККИПКиППРО), для которого она была одним из ключевых мероприятий.
На конференции вместе с педагогами-новаторами, руководящими научно-техническим творчеством учащихся, выступили и лучшие ученики – победители и призеры Школы инноваторов. Фактически оказалось, что практически все доклады сделаны представителями системы ТРИЗ-педагогика и учениками, выполняющими проекты на основе ТРИЗ. Это естественно, так как инновационное образование, в понимании Приоритетного Национального проекта «Образование», осуществляется в процессе создания новых знаний. А именно в системе ТРИЗ-педагогика инноваторы – не только педагоги, но и учащиеся, именно ТРИЗ стабильно обеспечивает процесс создания новых знаний.

На пленарном заседании были почетные гости: Заместитель Министра образования Красноярского края Андрей Владимирович Лученков, Заместитель Главы города Красноярска, начальник департамента социальной политики Василий Васильевич Куимов.
В своем заключительном обращении к участникам и гостям конференции В.В. Куимов выразил гордость, что в нашем городе столько много творческих, креативных людей.

Сейчас лучшие научные идеи учащихся, представленные на Школе инноваторов и конференции «Современное инновационное образование», дистанционно, через портал в Интернете, направляются на самый главный Российский конкурс молодежных инновационных идей и разработок – конкурс Зворыкинского проекта (http://zv.innovateRussia.ru). Победителям и призерам этого конкурса, которые соберутся на II Молодежном инновационном конвенте в г. Москве в декабре 2009 г., будет оказано финансовое содействие в реализации их идей.

Миссией Сибирского Федерального университета предусматривается подготовка кадров, способных влиять на мировые процессы. Такая подготовка может быть успешной, если будет начинаться еще со школьного возраста. В СФУ есть специалисты, способные давать эту подготовку будущим абитуриентам и продолжать ее во время обучения в университете.

А.В. Козлов

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.